Сидение дома под постоянно изгоняемую мысль: «А что же будет завтра?», совсем немного скрашивается возможностью увидеть сквозь экран кома постановки, который в ином случае не увидела бы никогда.
С «Чайкой» ситуация и радостная, и печальная.
Печальная - потому что через какую-то неделю я должна была бы сидеть в зале, утишая грохочущее от предвкушения начала спектакля сердце… Не сбылось. И когда еще сбудется…
Радостная - потому что все знали о существовании записи, видели фрагменты и фотографии, читали критику… Теперь - у нас, многолетних поклонников спектакля и неофитов, было три дня удовольствия, когда можно было не только увидеть любимый спектакль, но и приостановить его, налюбовавшись крупными планами артистов… отмотать назад один… и два… и много раз, разобравшись наконец: ах, вот оно в чем дело… а я 76 раз с разных мест видела, но не замечала.
Проблема записи в том, что снимали и монтировали люди, для коих «Чайка», «залюбленная» нами до дыр, спектакль случайный, один из… Оттого - потери, и зачастую камера снимает эпизод эффектный, но, по сути, второстепенный, отводясь в сторону от наиважнейшего.
Но есть в записи прелесть крупных планов и неожиданных ракурсов: кто из нас, кроме тех немногих счастливчиков, поменявшихся местом с Дорном, знает, как, с каким выражением лиц смотрят герои пьесу Треплева?
Говорят, что спектакль можно было записать.
Я не стала этого делать.
Ибо есть у меня запись Макбетта, но я ни разу ее не смотрела. Хотя до сих пор снится мне далёкое: «Банкоооо!.. Макбееетт!.. Где ж ты пропадаешь, скотина?..»
И тем не менее - ну, не чудо ли, что мы смогли посмотреть эту запись?
Этакий пир духа. Во время непонятной современной чумы.