Седьмой подвиг Геракла. Мастерская Петра Фоменко. 31.01.2020. Премьера.

Feb 01, 2020 14:53

Пьеса была написана Михаилом Рощиным в 1963 году. Оттепель - кое-что стало можно… И пьеса была тогда - ВАУ!
Впервые «Геракл» был проставлен в Современнике-2 в 1988 году. Перестройка - всё стало можно (но пока немного страшно). И спектакль был тогда - ВАУ!



Фото: Роман Астахов

«Седьмой подвиг Геракла» в 2020 году - очень неплохой спектакль. Но, к сожалению, не ВАУ!

Театры редко выходят в открытую конфронтацию с сильными мира сего. Чаще они рассказывают им (а также просто публике - равнодушной и неравнодушной) сказки и истории. В надежде, что их услышат, разгадают загаданные загадки… и устыдятся.
Просто публика в таком случае просто смотрит спектакль, который нравится или не нравится. Те, кто умеет размышлять, радуются прямо во Высоцкому: «Да это ж про меня, про нас про всех! Какие, к черту, волки!».
Ну, а сильные мира сего, обсуждая смелость театра и восторг по ее поводу умных зрителей, могли бы процитировать из мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда»: «Зачем отнимать игрушку у детей - пусть тешат себя иллюзией своей».

Седьмой подвиг Геракла - он самый негероический: чистка конюшен царя Авгия. На самом деле это не конюшни, а огромный хлев («неточность перевода»(с)), десятилетиями заполнявшийся, пардон, дерьмом коров и быков. А поскольку царь активно увлекался «быководством», то свежих, несвежих и сгнивших нечистот было так много, что их вонь стала естественной для людей, живущих в царстве-государстве Авгия.
Кто-то не выдержал зловония и умер, кто-то «принюхался», а кто-то при этом запахе и родился, потому считает, что именно так пахнут розы и сандал: ведь об этом ежедневно говорят с высоких трибун.
Народу ежедневно врут - не случайно же одна из главных героинь пьесы - Ата, богиня лжи (я, кстати, очень рада, что Мария Большова так много и так хорошо играет у Фоменко). Народу врут, и народ «принюхался» не только к вони, но и к лжи, активно принимая ее за истину в белых одеждах.

Хочу сказать, что герою Гераклу немыслимо повезло. Во-первых, на всю страну нашелся таки один-единственный умный и честный человек, который был не знаком с Атой - именно он и подсказал Гераклу с Тезеем технологию быстрой очистки помещений от дерьма.
Во-вторых, народу, впервые унюхавшему реальные запахи и сандала, и моря, они с непривычки могли бы и не понравиться… вроде понравились, но в ином случае Гераклу пришлось бы повоевать не с двадцатью воинами, а со всем городом…

Нет, всё хорошо, и даже Раб, который в лучшем случае - Лысый, вспомнил свое настоящее имя. И у Нестора есть ученики - умные и смелые; дай бог им, заменив прежнее руководство, не загадить вновь страну…

Меня время от времени «пробивало» на «ааа… ну, понятно: здесь имеется в виду то-то и то-то», но в первую очередь я просто просмотрела спектакль, который очень неплох, но второй раз я на него если пойду, то не скоро.

Очень понравилась отличная физическая подготовка артистов театра… не совсем ожидаемо, но одна из лучших у Алексея Колубкова (Авгий).
В первом действии очень хорошо решена сценография - ровные ряды и колонны красно-белых бычков, выстраиваемые актерами на сцене; во втором действии «смешались в кучу кони (то бишь разноразмерные быки), люди»… Сам момент чистки очень эффектный - ради него в партере сняты первые ряды.

Так что очень неплохо… но вряд ли станет любимым спектаклем в Мастерской Фоменко.

театр, премьера, спектакль, Мастерская Фоменко

Previous post Next post
Up