Чайка. Сатирикон. 22.11.17.

Nov 23, 2017 13:56

«...Жмухин встал из-за стола...».
Это Чехов, рассказ «Печенег».
Какое отношение ко вчерашнему спектаклю имеет (если не считать того, что - Антон Павлович)?

На протяжении всех лет показа «Чайки» Сорин «пытается» рассказать нам о том, что Чехов написал на Сахалине. Первое время я всё ждала хоть словца, дабы вытянуть из инета остальной текст. Теперь не жду: скорее всего, Владимир Большов и сам не вспомнит, что он когда-то произносил на репетициях.

Другое дело Дорн (А.Осипов), собирающийся читать о «лабазнике и крысах». На каждом спектакле - несколько слов из томика Чехова... так ведь гадать можно: сформулировал вопрос, раскрыл книгу, ткнул наугад...
Я каждый раз хочу после спектакля продолжить цитату, да только каждый же раз забываю к концу действия, что именно было прочитано.

Вчера - записала. Результат - см. ссылку.



Вообще, сколько раз смотрю «Чайку», столько раз философствую по повода спектакля в том или ином направлении (если кто-то из связанных с постановкой «изнутри» мою писанину читает, наверняка смеется над итогами моего умственного напряжения).

Например, вчера пришла мысль, что три петли в финале, в которых бьется Треплев (Т.Трибунцев) - это не попытка полета, а - попытка вырваться из пут (жизни? театра? беллетристики? отношений с любимой женщиной?), но сделать это можно (Треплев печально улыбнулся и отрицательно покачал головой) только погибнув.

Вообще - надо будет хоть раз посмотреть «Чайку» отключив голову (а то замусорила свое вчерашнее восприятие спектакля потоком посторонних ассоциаций). Возможно, это удастся сделать в ДК МАИ, где «Чайка» будет играться с весны. Но может и не получиться: новый зал, небольшой сдвиг ритма, по иному вписанное в декорацию действие... Да и мы, усевшись зрительствовать в новом месте, спектакль немного «искривим».

Что до вчерашнего - без философистики, просто то, что увидела глазами.

Контур Нины (А.Стеклова), наскоро нанесенный на декорацию, был вчера похож на абрис пингвина или толстого медвежонка... Впрочем и «изящный» отпечаток ее ножек совсем не удался Треплеву.

Насчет декорации. Тригорин (Д.Суханов) вчера потерял одно слово, сделал паузу - и получился неожиданный эффект, насмешивший нас, зрителей: «...и декорация... гм-гм... БЫЛА».

Ух, какой же вчера был злой "Трезор"! Прям зверюга...

Венок-ободок Танцующей девушки (М.Дровосекова) - из бордовых роз, словно бы обожженных по краям огнем или морозом. А вот Медведенко (А.Кузнецов) во втором действии сидит в белом венчике из лилий - прям таки Офелия.

Нине за выступление выдали шубу: старую, сильно потёртую... почему-то подумала, что в последней сцене с Треплевым/Сухановым она в ней и выйдет.
А что случилось с пегой шубкой Аркадиной (П.Райкина)? Почему она - в клочья по всей мездре?

«Монстр» вчера выехал на инвалидной коляске и... в туфлях Маши (М.Спивак) на высоченных каблуках.

«Курю херес», - оговорка Сорина.

Те беленькие штучки, что постоянно летают в воздухе - это деревенская мошкора? Или это из соседского сада Раневской ветер принес белые лепестки вишни?

Нина. Неподвижное, брезгливо-равнодушное лицо, когда она разговаривает в Треплевым. Постоянная игра в «я лучше, умнее и симпатичнее, чем на самом деле» при беседе с Тригориным. Один раз, когда ей показалось, что писатель с ней разговаривает заинтересовано, как с равной - сама себя с ним, как с равным повела. Ошибка. Тут же «получила по носу».

Тригорин. «Здравствуйте» и «мы сегодня уезжаем» - это соседние фразы. Очень сожалеет, что столкнулся с одинокой поклонницей; разговорился уже потом, чему, видимо, немало поспособствовали несколько принятых внутрь рюмочек.

Да, и давно хочу сказать: когда я слышала тригоринское «когда человек день и ночь думает, например, все о луне», я всегда это ассоциировала с «Калигулой» А. Камю. Ан нет: пьеса француза написана только в 1945 году... так что это просто о навязчивом состоянии.

Вот такое сегодня «ни про что» в контексте очередной великолепной «Чайки».

Марьяна Спивак, Агриппина Стеклова, театр, Денис Суханов, Марина Дровосекова, Сатирикон, "Чайка", Тимофей Трибунцев, спектакль, Юрий Бутусов

Previous post Next post
Up