Galileo. Опера для скрипки и ученого. Электротеатр Станиславский. 15.09.2017.

Sep 16, 2017 22:25

«Серой пахнет. Это так нужно?.. Да, это эффект», (с) Чехов. «Чайка»

Спектакли Электротеатра далеко не всегда приходятся мне по душе, но то, что они всегда (без исключения!) эффектны - этого у них не отнимешь.



Впрочем, иногда эффектами тут «переэффекчивают».
Так, «Galileo» открыл новое пространство ведомства Бориса Юхананова - Театральный двор. Говорят, в европейских театрах такая реализация сценических площадок популярна; вот только в данном случае не учтено, что в России у нас «девять месяцев зима, остальное лето»… Вчера, например, отнюдь не теплая погода была добавлена холодным и сильным, почти штормовым, ветром… и я понимаю отток публики: не все оделись по погоде. Я, как ни старалась, таки к финалу подзамёрзла… оттого, увы, получила лишь половину впечатления, которое, явно, могла получить.

Впрочем, мои уши воспринимают музыку (любую) всего лишь, как эмоциональный шум, и современные композиторы это мнение подтверждают многими своими произведениями. Таковых в «Galileo» аж пять; при этом самые, имхо, внятные и эффектные приходятся на финал… как раз тот финал, после которого замерзшая публика, аплодируя на ходу, устремилась в тепло.

Впрочем, если минусовать вчерашнюю непогоду, постановка была очень интересной.
Начиная с медленного прохода по балюстраде музыкантов в красных балахонах - этакий, руководимый гибким и тонким дирижером (Филипп Чижевский), инквизиторский ансамбль с раздражающей уши и души музыкой.
Еще - скрипачка (Елена Ревич), солистка в ослепительно белом платье и кружевной полумаске - словно Истина, что ослепляет чистотой, но чей лик всегда полускрыт от людей… и даже от гениев.
В роли Галилео Галилея не актер, а настоящий ученый, сотрудник Политехнического музея Григорий Амосов. Очень понравилось это решение: герой получился настоящим не по актерски, а по человечески…

Я никогда не была особо умной, и большая часть моих знаний - она с поверхности. Оттого Галилей, пока не пришло знакомства с пьесой Брехта, равнялся лишь попытке утверждения гелиоцентризма… На самом деле - много больше, в его жизни и судьбе - предвосхищение и создание платформы для сегодняшних основополагающих знаний.
И не случайно Исаак Ньютон, родившийся в год смерти Галилея, говорил, что он лишь карлик, стоящий на плечах гигантов - таких, как Galileo.

«Опера» в подзаголовке - не оттого, что в спектакле поют. Здесь текст проговаривается Г.Амосовым, который лишь нечасто попадает в ритм звучащей музыке.
И это, как мне кажется, очень неплохой эксперимент слияния речи и - эмоционального шума. Это - словно громкая, но невнятная, непонятная, путающая все среднечеловеческие существа музыка сфер.
Тех самых сфер, которые все кружатся, кружатся, кружатся там, на заднике…

И финальный огонь. Тот, о котором первые зрители «Galileo» писали, мол, режиссер сжег ученого, который, в отличие от Джордано Бруно, умер в солидном возрасте своей собственной смертью… правда, последние годы жил под непрерывным надзором, по сути - под домашним арестом, что для неугомонной натуры наверняка было невыносимым…
Мне кажется, что огненные языки сжигали многовековое невежество. А впереди неистовствовала скрипка белоснежной Истины.

Прорыв к новому через то, что столетиями считалось незыблемой истиной…
Может быть, первый спектакль нового театрального пространства Электротеатра именно про попытку такого прорыва потому, что и сам этот театр прорывается, ищет, ошибается и все же находит - «нужны новые формы!», как искал их в XVII веке итальянский ученый.

Возможно, всё это останется лишь экспериментом, интересным малому числу неугомонных мыслью творческих людей…
А может быть, это прорыв к Театру Будущего, явившийся в Москве, на Тверской, «обогнав свой век на поколения четыре»…

Электротеатр Станиславский, театр, спектакль

Previous post Next post
Up