Отелло. Сатирикон. 17.07.2017.

Jul 18, 2017 14:02

Вчера был очень хороший спектакль.
В принципе, если та или иная постановка нравится так, что ты ее повторяешь многократно - она, конечно, хорошая... Но вчера был ОЧЕНЬ хороший спектакль. Просто - на редкость.



Ввечеру, беседуя с подругой, которая видела «Отелло» впервые, я получила новую и совершенно неожиданную трактовку образа Дездемоны... Спойлерить не буду: возможно, она сама захочет о спектакле написать.

Ну, а я, кажется поняла (или не поняла, а придумала), почему в начале Отелло читает монолог Финна из «Руслана и Людмилы». Раньше мне это казалось странным. Ведь в тот момент, когда пушкинский текст произносится со сцены, еще совсем ничто не предвещает развязки: мавр ни одной гранулой души и сердца не помышляет о том, что любимая им женщина скажет: «Я не люблю тебя».
Но... может быть тут дело в каком-то предвестии той Судьбы (Рока, Смерти... кого там играет Полина Райкина), что уже подготовила для тебя крушение. И, будь ты хоть трижды герой, приносящий к стопам Судьбы богатые дары (и ценности не только материальные, но и сокровища души), она отвергнет всё, столкнув с горы камешек, который, превращаясь в лавину, тебя раздавит.

А в самом начале Юрий Бутусов нас обманывает. Он вроде бы открыто предлагает нам и зетц ойх (то бишь - сесть) и посмотреть айне вундербаре шоу (чудесное шоу) с участием забавных зверушек и раскрашенных глупеньких «матрешек».
Сейчас нам будет смешно...

Но - делается не смешно, а все более и более страшно от того, как легко и просто зло и ненависть кладут на лопатки доброту и любовь.
Да, это действительно страшная пьеса, и она отнюдь не про события, случившиеся на Кипре много столетий назад, не про убийство мужем жены из ревности...
Она - про день сегодняшний... «да это ж про меня, про нас про всех», готовых быть убитыми злым словом, сказанным с ласковой доброй улыбкой... Или про нас, готовых с улыбкой унизить, уничтожить того, кто всего лишь «не нравится мне».

Для того, чтобы поверить в доброту... а тем более, чтобы самому безвозмездно доброту дарить всем подряд... на это нужны душевные усилия.
А вот на то, чтобы выплюнуть сгусток зла (думаю, нет среди даже самых милых людей никого, в ком бы такого сгустка не было), усилий не надо.

Бутусов иногда изменяет свои постановки... И я уже писала о спектакле, в котором, по-шекспировски оставив позади себя гору трупов на ободранной до полного ничто почве, Яго, живой и невредимый, уходил в окно...напоследок улыбнувшись всем милой и обаятельной улыбкой.
И «еще пели птицы» - как бы приветствуя и поощряя вечное, неискоренимое зло... зло с таким обаятельным лицом... Зло, которое все в зале успели полюбить, радуясь каждому его появлению...

Сатирикон, театр, Тимофей Трибунцев, Юрий Бутусов, спектакль, Денис Суханов, Марина Дровосекова

Previous post Next post
Up