Я тяну с написанием отзыва, ибо опасаюсь...
Чего?
Ну, во-первых, спектакль явно предназначен для многократного просмотра. Нет, он хорош и для одноразового: замечательная пьеса, великолепные артисты, регулярные «да, это эффекты». Музыка... основная тема странная, волнующая. У театра видеореклама с подзвучкой - я сидела в сквере напротив, и каждый раз, когда по кругу «подъезжала» «Чайка», вздрагивала от какого-то странного неприятного чувства.
Но все-таки - спектакль явно требует осмысления, а один раз посмотреть... в основном, это картинку глазами снять.
Во-вторых, у меня на спектакле был огромный когниативный диссонанс. Дело в том, что за пару дней до этого была сотая «Чайка» в Сатириконе. В спектакле Бутусова меня до сих пор много и не разрубаемых ничем узлов, и глубочайших кроличьих нор, но все-таки какие-то моменты в нем я для себя разложила.
В Ярославле же мне пришлось - «всё сначала, ну и ну, всё сначала!» (как говаривал Банко в «Макбетте»). Ибо действие спектакля Евгения Марчелли, идентичное сатириконовскому по тексту, по посылу и действию не то, что в диагональ шло - было вывернуто наизнанку и подвешено вниз головой (как одна из птиц-чаек, проецируемых на опущенный пожарный занавес).
Посему смотреть было не просто сложно - я временами просто в ступор вставала, ибо несоответствия приводили мои мысли в тупик.
(Тут надо отметить еще замечательный для меня «бонус» - финальная сцена словно «снята» из спектакля Юрия Николаевича... Случайно? Или - вот так протянута коллеге дружеская рука?)
Короче говоря, не то что полноценного - ничего связного не напишу.
Актеры (повторяю) превосходные.
Аркадина (Анастасия Светлова) - явно одаренная актриса, но находится в критическом актерском возрасте - за 40, и совсем скоро ее не будут так восторженно принимать в Харькове. Посему - взнервлена, и денег никому не дает ни на костюм, ни на «за границу»; кто знает, на какие доходы придется существовать в будущем. А тут еще наглые улыбчивые мерзавцы лезут с воспоминаниями, как много лет назад (опять о возрасте напоминают!) она играла на какой-то ярмарке. Наличие рядом Тригорина- залог благополучия, поэтому потерять его она не может. А тем более, не может так просто отдать бездарной провинциалке, которой лишь бы уцепиться за кого-то репьем. И рубля от нее Яков не дождется - какой там рубль на троих, если жизнь на глазах рушится...
Шамраев (Константин Силаков) - том самый улыбчивый мерзавец. Не потому не дает лошадей, что они в поле, а в поле их посылает, чтобы не давать. Нарочно игнорирует тех, кому что-то нужно; нагло лезет со своим, мелким и не обязательным, когда страсти достигают пика - не чтобы из осудить, а чтобы увидели и запомнили, сколь он значимая персона. (В сравнении с сатириконовским Шамраевым/А.Кузнецовым - да, не слишком умным, излишне суетливым, но влюбленным в Театр, и верно служащим ему... все время себя с этим героем ассоциирую... Шамраев в Театре Волкова - просто грязь на сапогах, мешающая двигаться, но почему-то уверенная в своей золотоносности).
Тригорин (Николай Зуборенко) и правда рыхлый, вялый... но это оттого, что не нужна ему никакая Нина, а Аркадина - просто по привычке, лишь бы не раздражала еще своими актерскими истериками. Но это потому, что он настоящий писатель, в голове которого ежеминутно раздаются сюжеты для небольших (и больших) рассказов. Он и правда не думает о своей популярности, а только о писательском труде своем.
Маша (Яна Иващенко) - сильная и гордая. И ведь взаправду не захотела жить дальше, когда не стало Кости.
Медведенко (Римантас Сидабрас) - тихий, спокойный и очень несчастный. Молчалив, но отнюдь не глуп. Машу свою любит и готов все терпеть и от нее... да и от других.
Яков (Игорь Есипович) - очень понравился (хотя - с чего бы, роль-то практически нет, так - фон). Но понравился и в сцене с контрабасом, а еще более - когда просто стоит и ждет хозяйскую рублевую подачку. Ждет, когда понимает, что про него забудут, но при этом как-то странно внутреннего достоинства не теряет.
Сорин (Владимир Майзингер). Очаровательный актер в роли очаровательного героя - милого и интеллигентного. И жалко этого героя безмерно...
Нина (Алёна Тертова). Господи, какая мерзкая девица! Злая, завистливая. Бездарная совершенно - но однозначно жаждущая любым путем вырваться из грязи в князи. Подхалимничающая и врущая направо и налево (гнала она лошадь, как же! а то мы не наблюдали за этой бешеной скачкой!). Чего-то она добьется? Несомненно! Выпросила же у совершенно не нуждающегося в ней Тригорина «две минуты», за которые все решила в свою пользу. Почему-то подумала, что и ребенок у нее не просто так умер... она ведь могла орущей помехе и шею свернуть - как сделала это с птицей-чайкой.
Правильно она подписывалась - Чайка. Так и есть: птичка симпатичная, но по сути жадная, мерзко орущая и готовая кусок у любого их рук выхватить.
Костя (Даниил Баранов). Милый мальчик. Не поняла, как там с одаренностью - Нина испортила бы и «Гамлета» - но энтузиазм есть. И есть желание понравиться любимой Нине и любимой маме.
***
Первое действие заканчивается выстрелом, после которого Треплев, с окровавленной головой, пробегает по авансцене.
Я сначала подумала: это ж надо так хотеть жить, чтобы стреляя В СЕБЯ - промахнуться, не попасть?
А потом... что, если все же попал? И все второе действие - это мучительный уход мальчика из жизни. Все эти внезапно возникающие из ниоткуда голоса (и его собственный голос, озвучивающий то, что никогда не будет написано - про шум дождя, разбудивший героя). И контрабас в руках Якова. И практически «растроившаяся» Нина. И мама, так странно переменяющая повязку, но утверждающая при этом, что уже всё зажило.
Последняя вспышка - «воспоминание» о гениальном (?) спектакле... дальнейшее - молчание. И еще одна смерть - Маши.
Хотя... может, я во всем и ошибаюсь.
Надо бы еще хоть раз спектакль пересмотреть. А вдруг опять в Москву привезут? Или мы - к вам, в Ярославль. Город-то прекрасный и во многом неожиданный... словно белая лошадь, которую всё гонят и гонят по кругу в начале постановки.