В Мосоперетте, кстати, нет Главного режиссера. Есть Главный дирижер - и его имя пишется на программке заглавными буквами. И есть режиссер-постановщик - отмечаемый в ряду прочих, кто принимал участие в создании спектакля (правда, в первых рядах).
Отсюда, я думаю, следует, что режиссура в оперетте, конечно, существует (надо же объяснить артистам, кто из какой кулисы выходит), но она не носит функцию необязательную.
Здесь важнее - подбор голосов; именно голосов, а не типажей - приходилось слушать любовные дуэты, исполняемые внуком и бабушкой (говорю о соотнесении возрастов актеров).
Оперетту отношу к числу любимых своих жанров (возможно, это связано с тем, что самые первые, стародавние мои театральные впечатления именно с ней и связаны).
Однако, ставя во главу угла для восприятия ЛЮБЫХ спектаклей - умение актеров не только петь или танцевать, но и ИГРАТЬ - особенно ценю актеров «музкомедии», обладающих драматическим талантом.
Вот здесь в первые ряды я всегда ставлю Александра Каминского - из-за его почти гениальной политалантливости. Он поёт (неплохо), танцует (превосходно), играет (очень близко к идеалу актера драмы). Еще и хорош собой… ну, это мой женский взгляд и мои личные предпочтения. Впрочем, не только мои: сидевший рядом дядечка, когда мы с ним дружно отаплодировали после первого соло актера, сообщил мне его фамилию с такими восторгом и гордостью, будто Каминский - его любимый племянник.
Впрочем, с составом мне вчера вообще повезло: мало, что Александр Каминский играл Бони - так еще «свезло» на целый «букет» драматических талантов: Ферри - Юрий Веденеев, Мишка - Дмитрий Шумейко, Ронс - Владислав Кирюхин… а для дополнения красотой и талантом опереточного плана (завидуйте!): Сильва - Жанна Жердер, Цецилия - Светлана Варгузова, Эдвин - Артём Маковский.
В общем, даже при наличии лишь минимальной режиссуры, справились и однозначно удовлетворили меня (а я зритель вроде и добрый… но строгий: прощаю сбои, но не извиняю халтуры).
«Сильва» когда-то была именно одним из самых первых спектаклей, которые я посмотрела со вниманием и стремлением к запоминанию.
Зная пристрастие Мосоперетты к четкому фиксированию когда-то найденного - старого, но хорошего, ожидала от себя радостного узнавания («все тот же слон! все тот же вкус!»).
Отчасти и дождалась: как присутствовал некогда (лет 40 назад) диалог: «Ты лжешь!» - «Я лжу? Я никогда не лжал и лжать не буду!», так он и сейчас никуда не делся.
Отчасти, правда, декорация утратила разные там рояли, основная сценография упростилась до некоего псевдо-хайтека (но - яркенько так), да и танцы (примерно половина их) идут не просто классическими балетными номерами, а этак…. с неким переподвывертом (что тоже глаз не режет).
Основная история сохранена: это история взаимоотношений представителей богемы (к которым, как известно, относятся в обществе иначе, чем к купцам) и людей из высшего общества (которое с теми, кто ниже по положению, не смешивается… сколько не взбалтывай). Все это - на фоне любви двух… нет, даже трех пар: молодых балбесов Бони и Стасси, ведущей актрисы варьете Сильвы и офицера «из благородных» Эдвина; ну, и еще там есть старая нержавеющая любовь Ферри и Цецилии (бывшей когда-то кафешантанной звездой, но бросившей все, да и рванувшей вверх, к «положению», по трупам мужей).
В «Сильве» есть всё: и страсти, и страдание (совсем чуточку), и веселые перепутаницы, и свобода духа и действий…
Однозначно - хорошо!
В конце все (вроде бы) свободны и счастливы, все, объединившись, дружно поют про созданных лишь для развлеченья красоток кабаре…
…ну, а я, в привычке своей дописывать брошенную на половине театральную строчку, с печалью констатировала: а ведь мудрый Ферри, отговаривая Сильву и Эдвина от воссоединения, был прав… Ну, вот поженятся они - и что дальше? Сильва оставит сцену - и будет страдать от нереализованности таланта и от того, что родственники и друзья Эдвина ее отторгнут - не ровня она им… Эдвин, одного да другим теряющий близких - станет раздраженным (он и сейчас, когда «любовь» его еще в пике, сильно озлился, узнав, что Сильва - отнюдь не баронесса).
Мама Цецилия, вернувшись к прежним привязанностям, поймет окончательно, что ее прежние поклонники сильно постарели вместе с их чувствами (вообще - и к ней конкретно). Папа Леопольд (благороден - аж до наличия ярко-голубой крови в жилах), бегающий за кулисами за красотками кабаре, протрезвится… и устыдится.
Нет, не будет тут счастья никому - даже очаровательно-лёгкому Боги: Стасси (Василиса Николаева) - капризная и злая, измучает она парнишку…
Но это так….моя личная пострежиссура, придумки того, чего нет и не будет никогда.
А вот то, что есть - это замечательно красивое и яркое музыкальное зрелище. Которое настоятельно рекомендую для поднятия тонуса (а уж если с составом позезет!...).
PS. Отношу нынче Юрия Веденеева к своим любимым актерам. Забавно: ведь я видела (и хорошо помню) его совсем молодым… Но тогда я предпочитала Герарда Васильева (за потрясающую благородную красоту) и Виталия Мишле (за легкость).
Теперь же наличие на сцене Веденеева равно для меня наличию Знака соответствия требованиям самых высоких стандартов.
Посему, когда вчера раскрылся занавес, и с первой секунды на сцене - Каминский (!!!) и Веденеев (!!!) - ах, как это было здОрово!
PPS. А еще пьяный сон Эдвина - с танцорами во фраках (верх) и балетных пачках (низ) - так смешно!
PPPS. И очень понравилось, что дуэт “Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье» «перекрестно» исполняли две пары: Эдвин и Сильва + Цецилия и Ферри.