ФБ несколько дней назад выкинул мне ссылку «для вспомнить»: мои итоги прошлого театрального сезона.
Тогда было 125 спектаклей в 28+ театрах (антрепризы, мюзиклы попали в +).
На этот раз, при всегдашней погрешности подсчетов, получилось 120 спектаклей в 34+ театрах.
То есть - спектаклей стало чуть меньше, отчасти за счет «провалов» в сентябре (отпуск!!!) и апреле (болела…). Зато театральная география расширилась.
МХТ. "Мушкетеры. Сага. Часть первая"
Театр Эрмитаж "Свадьба Кречинского"
Ленком "Князь"
Сатирикон "Человек из ресторана"
Театр Сфера "Фиеста"
Мосоперетта "Граф Орлов"
***
Я удивляюсь, когда читаю у критиков, мол, сезон удался… как-то я этого не заметила.
Мне редко что-то нравилось очень-очень, правда, при этом и провалов особых не было. Но в общем, сезон у меня прошел под эпиграфом из Чехова: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше».
Может, я просто не в те театры хожу… Например, хвалят работы Гоголь-Центра, а я там только раз была, в мае, наконец-то выбравшись посмотреть «Обыкновенную историю» (и очень понравилась, кстати).
Далеко не все посмотрела в том же МХТ (всего 10 раз была в этом театре), почти полностью пропустила премьеры малых сцен Вахтангова, РАМТ и МТЮЗ, в Нациях побывала всего 2 раза…
Зато дважды же была в Электротеатре Станиславский (по сути, совершенно новый для меня театр, хотя он и объединил давно и хорошо знакомое мне место и режиссуру Бориса Юхананова, с которой тоже знакома).
Посмотрела по спектаклю в театрах, где не была с десяток лет: Сатира, Содружество актеров Таганки, Ермоловой, Театр.doc.
Как всегда, на первом месте по количествам просмотренного (по 15) Эрмитаж и Сатирикон. Эрмитаж, по причине приобретения пристанища (хоть и временного, да и не оптимального) посещаю чаще; Сатирикон из-за его бездомья - реже.
На втором месте (12) РАМТ и Оперетта. Потом следуют МХТ (10) и Сфера (9).
При этом в Сфере еще масса несмотренного, да и две премьеры ожидаются… И вроде бы Юлия Беляева, три из четырех постановок которой приводят меня в восторг, тоже что-то ставить собирается.
Эрмитаж люблю. По сути, очередной театральный сезон я начну завтра - соберусь вместе с труппой этого замечательного театра в его нынешнем помещении на Новом Арбате. Пофотографирую. А завтра-послезавтра расскажу, что нас в Эрми ожидает.
К сожалению, что-то мне не верится в обещанное театру заселение на прежнее место в декабре… Тишина там, а не активные строительные работы.
Как и в Сатириконе… увы, похоже, придется театру еще поскитаться по съемным квартирам да дальним командировкам…
Две сатириконовские премьеры - «Человек из ресторана» и «Лекарь поневоле» это… нуууу… мило, талантливо. Мило, но далеко до Бутусова…
Кстати, Юрий Николаевич не осчастливил в сезоне ни один театр новой премьерой (а жаль).
Зато у Константина Богомолова аж две великолепные работы - «Мушкетеры. Сага. Часть первая» в МХТ и «Князь» в Ленкоме. По сути, «Мушкетерами» я свой театральный сезон открыла (и еще раз потом посмотрела), «Князем» его закрыла (и однозначно буду повторять).
И с повтором надо поторопиться, ибо у Ленкома есть практика: продавать полностью зал «спорных» спектаклей посреднической конторе, которая цены на билеты взвинчивает до моего «очень-очень хочу… но не могу».
А в МХТ ставят много и разнокалиберно: от мелкой дроби, которой стреляют к тому же «в молоко» до снарядов крупного калибра (те же «Мушкетеры»).
Понравился «Мефисто», который, как и «Нюрнберг» в РАМТ, поднимает тему ответственности человека перед обществом, каждого перед всеми. Конечно, в МХТ это - мелкая история одного актера, а в РАМТ - история целой нации… но все равно общее есть.
В Вахтангова за основу посещений, конечно, беру «Бег» (дай Бог спектаклю скорого возвращения на сцену!), но и еще кой-что там посмотрела, например, «Отелло» для меня там станцевали очень неплохо.
Кстати, в Пушкина мною за основу взят тоже спектакль Бутусова, «Добрый человек из Сезуана». Но и здесь драматические артисты танцевали («Жанна д’Арк»), а попутно посмотрела «Дом, который построил Свифт» (показалось - скучно) и «Семейку Краузе» (ужжжасно смешно, но как-то чересчур облегченно).
У Фоменко видела только «Смешного человека» (неплохо; Федор Малышев замечательный). Вот даже странно: театры, из которых раньше просто не вылезала, по разным причинам уходят из моего репертуара - на Юго-Западе уже года два не была…
Собираюсь в следующем сезоне «добрать» ШДИ, в этом видела там очень неплохие «Горе от ума» и «В поисках Джулии». Теперь постараюсь посмотреть «Своими словами/Пушкин» и «Последнее свидание в Венеции».
Да! Еще одно редкое для меня место: Зал Чайковского. Дважды туда заходила. Слушала Моцарта (с текстовыми подводками от Евгения Редько). А еще - не считая сатириконовской «Кухни», которая у меня сегодня вечером, предфинальным в сезоне был концерт оркестра Игоря Бутмана с участием феноменального пианиста Олегом Аккуратовым.
***
Теперь про любимых актеров.
Дарья Белоусова (Эрмитаж) открыла сезон маленькой, но очень красивой ролью жены Первого Соавтора в спектакле «С.С.С.Р./Прооперетту». Закрыла сезон опять же небольшой ролью тетушки в «Свадьбе Кречинского».
Кстати, заглавную роль в «Кречинском» досталась РАМТовскому Евгению Редько. В родном театре он за сезон, увы, ничего не отпремьерил, а здесь роль прекрасная…хотя, дай мне волю, я бы спектакль урезала и в некоторых местах «взбодрила».
Денис Суханов (Сатирикон) сыграл аж три небольшие разноплановые роли в «Человеке из ресторана», и был поставлен критиками в один ряд с исполнителем роли главной - самим Константином Райкиным. Прекрасный актер, играет - просто фантастика… Даст Бог, в новом сезоне у него состоится новая большая роль.
Игорь Миркурбанов сыграл Атоса в богомоловской «Саге». Сыграл… ну, прекрасно сыграл, по-иному он не умеет. Еще видела его в сборном концерте артистов МХТ «Светлые песни», он пел «Темную ночь». А вот на сольных концертах Миркурбанова я, к сожалению, не была… Единственное, что извиняет такое мое легкомыслие - надеюсь, концерты еще будут. Пойду всенепременно.
***
Помимо спектаклей, как таковых (вношу в их список и серьезнейшие спектакли знаменитых режиссеров, и антрепризную чушь), трижды была на встречах с потрясающими театральными людьми, среди которых Юрий Бутусов, Михаил Левитин и главный художник РАМТ Станислав Бенедиктов.
В Вахтангова присутствовала на вручении премии «Театральная Турандот».
***
А вот гастрольного видела мало: пару спектаклей Николая Коляда («Ричард III и «Землемер»); «СашБаш» (с участием группы «Курара») екатеринбургского Центра Современной Драматургии, Театр им. Ленсовета привозил «Три сестры» и «Брехта», а питерская же Мастерская Козлова - «Старшего сына».
Так что в общем все не так уж плохо.
(Ага, типа: «дела не то, чтоб очень хороши, но не сказать, что слишком плохи»).
Но - если будет здоровье, досмотрю хорошее недосмотренное… а там, глядишь, и порадуют театры новым, феноменально прекрасным сезоном…Если бы знать, если бы знать!...
***
Ну, и конечно, СПАСИБО
- замечательным актерам, потрясающим режиссерам, талантливым художникам, феноменальным композиторам;
- работникам театров, тем замечательным "бойцам" видимого и не видимого зрителями фронтов, благодаря которым
спектакль становится для нас праздникам;
- всем тем, кто понимает, что театральное хобби требует огромных денежных вложений и, как может, облегчает мне
это финансовое бремя;
- а еще тем, с кем хорошо рядом смотреть спектакли и потом обсуждать их.
ВСЕМ - ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!