Старший сын. Мастерская Григория Козлова (СПб). Гастроли на сцене МТЮЗ. 15.06.2016.

Jun 16, 2016 13:49

Это второй спектакль, который я смотрю в Мастерской. Актеры пока не узнаваемы (тем более, что между первым и вторым просмотренным спектаклем - 2 года). Принципы игры уже понятны: четко, ясно, внятно, душевно.
Есть ощущение, что это - театр-семья, где воистину ВСЕ ЛЮДИ БРАТЬЯ. Это заметно и по тому, как, постоянно помогая и поддерживая друг друга энергетически, ребята играют, а особенно - когда на поклонах на сцену вышел сам Козлов… он так трогательно, секундным касанием, поблагодарил каждого из находящихся на сцене.



Фото: Дарья Пичугина

Спектакль хороший. Но, если честно, я видела несколько постановок этой пьесы Вампилова; все они хорошими… единственное… пока ни одна постановка не оказалась лучше давнего фильма с Евгением Леоновым и Николаем Караченцевым… Ну, в том смысле, что энергетически и эмоционально спектакли были похожи друг на друга… а Леонов - есть Леонов, до его уровня ни один сценический Сарафанов не дотянулся (наверное, это и невозможно).

Спектакль Мастерской Козлова посвящен даже не родителям ребят, находящихся на сцене, а их бабушкам и дедушкам. Тому самому «поколению шестидесятых», про которое Римма Казакова написала когда-то:
Мы молоды. У нас чулки со штопками.
Нам трудно. Это молодость виной.
Но плещет за дешевенькими шторками
бесплатный воздух, пахнущий весной.

Я посмотрела в инет год рождения Григория Козлова - в тот год, когда Александр Вампилов написал эту свою пьесу, режиссер (как и я, кстати) не дорос еще даже до возраста Васеньки Сарафанова…Но он (опять же - как и я) это время должен хорошо помнить - как набор зрительных и слуховых образов, запахов… а главное - как набор впечатлений о людях, которым до обещанного коммунизма оставалось жить чуть больше дюжины лет. Они и были молодостью мира (и их еще не старыми родителями), которая этот самой коммунизм должна была возводить.

А пока - они учились и работали, влюблялись или просто флиртовали, мечтали о «запахе тайги», смотрели фильмы «новой итальянской волны», слушали музыку и подпевали Радионяне про ребят-трулялят.

История в «Старшем сыне» простая, и она, конечно (и к сожалению) уже не сможет произойти в наши, современные времена: сейчас мы намного жестче и расчетливей. И старший Сарафанов с его кантатой или ораторией покажется сейчас откровенным неудачником… но как же хочется в те прежние, несуразные, но добрые времена вернуться… Или это я просто хочу вернуться в свою молодость?

Спектакль этот как раз и работает машиной времени и для зрителей, и для молодых актеров, возвращая всех туда, где мы были молодые и чушь прекрасную несли…

И музыка в спектакле прекрасная - она как раз из того времени. Все эти «Королевы красоты», «Ландыши», «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»… Про «С добрым утром» Бернес поет по радио - а в более поздние времена голос его уже не звучал - только музыка…

Вот только одно нарекание - но по мне, так серьезное.
Дело в том, что несколько раз в спектакле звучит «Летка-енка» - а это совершенно культовое в вампиловско-сарафановские времена. Ну, да: под эту мелодию происходит обновление декорации… И всё-таки: а ведь актеры в это время как угодно на сцене делают, но только не этот (повторяю - КУЛЬТОВЫЙ для своего времени) танец танцуют.
И, увы, это было единственное (но почти глобальное!) непопадание в те времена, когда носили расклешенные джинсы, вельветовые куртки, простеганные голубые халаты и синие школьные куртки с эмблемой на рукаве…
А так бы было славно, так бы попало в ритм и настроение времени и этой конкретной пьесы:
Скоро улица нам тесной стала,
Целый город пробудили ото сна.
И до рассвета в небесах плясала
Вместе с нами удивлённая луна.

Раз два туфли надень-ка,
Как тебе не стыдно спать.
Славная милая смешная енька
Нас приглашает танцевать.

гастроли, театр, спектакль, Мастерская Козлова, Питер

Previous post Next post
Up