Спектакль поставлен Вячеславом Тыщуком по первому варианту горьковской пьесы. Для меня это явилось неожиданностью: подзаголовок «Сцены» и дословная выдержка в программке из Википедии, касающаяся пьесы, этого не объясняла.
Первая и вторая версии «Вассы» много различаются. Первая и названа-то была «Мать» - название потом «откатилось» к знаменитому революционному роману Горького. Не являясь большой поклонницей творчества Алексея Максимовича, я эту самую первую версию и не читала (знаю, что Анатолий Васильев ставил… ну, да я когда-то позорно прошла мимо его постановки).
Смотрели спектакль с 11 ряда. И хорошо: декорация - высоченная, аж до колосников, лестница, и смотреть вблизи было бы просто неудобно.
Художник постановщик спектакля - Екатерина Галактионова (упоминаю ее второй раз за последнее время; первый - в контексте эскизов костюмов ленсоветовского спектакля «Мы все хорошие люди»). Декорация, за исключением ее неудобности для зрителей вип-рядов, интересна. Например, цветностью: бордовая лестница - того же цвета, что и стены Театра на Малой Бронной. Костюмы на персонажах двух цветов: серо-черные и… бордовые. То есть уже третий элемент в одном и том же оттенке - и это цвет запекшейся крови. А еще это цвет красной обивки гроба (реальный гроб - бедные реквизиторы! - присутствует на сцене). А еще это цвет красного гранита мавзолея - в который лестница и оборачивается в финале… и это самый плохой, ибо грубый - в люб копытом - момент спектакля.
«Васса» актуализирована: действие явно происходит здесь и сейчас.
Ставлю себе невысокую оценку за восприятие, но почему-то актуальность костюмов не всегда для меня «схлопывалась» у меня с текстом, который остался там, в столетней давности.
К тому же текст не тек непрерывным потоком, а словно бы рвался, как старая кинолента. А потому - надо было какое-то время, чтобы снова зарядить «пленкой» «аппарат» сценического процесса (пауза! - в течение которой зрители скучают), а потом снова все начинается, но словно бы с потерей кусочка действия… как бы с многоточия, и течет несколько в другом ритме, чем ранее.
Впрочем, неким скрепляющим и действие, и людей пластырем является приезд Анны (М.Цигаль-Полищук), старшей дочери Вассы (Е.Дурова). Она становится центром (да, ненадежным, но все-таки…), вокруг которого собираются все ненавидящие друг друга члены семейства Железновых. Становится объясним и разный ритм фрагментов действия: каждый из персонажей говорит ей О СВОЕМ - и говорит только в ему присущей манере.
Очень хороши женские монологи - да и вообще женщины в этом спектакле определенно выигрывают по эффектности у мужчин. Двоих я уже назвала. Еще двое - жена Семена Наталья (М.Орёл) и жена Павла Людмила (О.Николаева; сцена, когда она, под руководством священника, произносит заученный текст о саде - пожалуй, лучшая в спектакле).
В общем, спектакль получился довольно тяжелый. И не короткий. Что в сочетании дало мне к финалу в большей степени усталость, нежели удовлетворенность.
***
Но - театральный сезон 2015-2016 мною открыт.
И открыт он не самой плохой постановкой. И в хорошем театре.
Фото: В.Майоров