Спите, милые, на шкурках россомаховых.
Он погибнет в Красноярске через год.
Она выбросит в пучину мертвый плод,
Станет первой сан-францисскою монахиней.
(А.Вознесенский. «Авось»)
Смотрели вчера не тот спектакль, что когда-то стал визитной карточкой Ленкома, а еще одну версию произведения Вознесенского/Рыбникова.
Честно говоря, версия упрощенная.
Этакое краткое содержание истории про экспедицию к Северо-Американским берегам, осуществленную Камер-Герром Николаем Резановым посредством быстрых парусников «Юнона» и «Авось», а также любви Кончи, 15-летней дочки сан-францисского губернатора и оного Резанова.
Вообще то, что после «а также» - это главное.
Ибо - что может быть в мире главнее истинной любви (к человеку, к Родине…. да все равно, к чему - лишь бы истинной).
Любовь Кончиты и Резанова была короткой и ослепительно яркой, как вспышка Звезды… И длилась сия любовь не год до смерти Резанова, и даже не те долгие 35 лет, что ждала его Конча - такая любовь велика и безразмерна, как космос. И живет она вечно.
Я не хочу говорить о спектакле: в нем, как мне показалось, масса огрехов - начиная с режиссерских упрощений и ниточек сюжета, что никак не связаны друг с другом. Да и кое-кто из актеров, казалось, просто отбывает-отрабатывает на сцене положенное время, явно экономя на энергетике…
И - пожалуй, даже не поверилось бы в правдивость этой истории, если бы…
Есть актеры, настолько «заряженные» энергетикой и так щедро отдающие ее залу и партнерам, что они - словно бриллианты немыслимой ценности и идеальной огранки в центре украшения. А все остальные - оправа… и даже если она выполнена не идеально, это уже не важно. Важен - центр, тот самый бриллиант…
В случае с «Юноной и Авось» такая драгоценность - Валерий Анохин.
Не перехваливаю, ибо вижу актера всего второй раз в жизни - но после того, как поразилась ему в одном из спектаклей Моссовета, захотела увидеть еще. Ибо зацепил и не отпускает…
Удивительно харизматичен. Очень по-мужски красив. Прекрасный голос.
И - главное! - наличие той самой энергетики, в которой просто тонешь…
Сидели далеко, но экраны увеличивали и приближали.
Глаза, наполненные слезами в сцене молитвы Богородице… Потрясающе…
Нечасто видишь, чтобы в театре «брали» не только старанием и умением, но и - разрывом души и сердца. Причем рвется и сердце актера, и наши, зрительские, сердца…
Низкий поклон артисту за то, что вчера он сыграл именно так, и, по сути, игрой своей сделал спектакль.
Хотя… было в постановке два прекрасных момента.
Это светящийся небесных луч, в который молящиеся словно бы погружают лица и ладони.
И - та секунда, когда юная Кончита маленьким комочком свернулась на руках Резанова, прижавшись к его широкой груди…
Фото: Александр Утюпин