Мольер «Тартюф». В Школе Клоунов. Театр Эрмитаж. 10.01.12.

Jan 11, 2015 16:00

«Школа клоунов» - это такая небольшая сценическая площадка, которая, из-за предстоящего ремонта, одна сейчас функционирует в Театре Эрмитаж. Когда-то Михаил Левитин хотел так назвать свой театр… не получилось.  Получилось только сейчас, и то лишь с малым помещением Театра… а мы, помнится, гадали, фотографии каких клоунов с мировыми именами закроют проемы окон в этом пространстве.

Спектакль поставил Алексей Левинский, спектакли которого не похожи на спектакли других режиссеров. Чем? Тем, что это спектакли Алексея Левинского. Объяснить не смогу, наверное, но те, кто его постановки видел - меня поймет.

Спектакль смотрю во второй раз (первый - прогоном). Он славный.
Помимо постановки Левинского меня в нем радует текст - играется именно тот, который я знаю наизусть, с любого места. Текст прекрасный - по мне, так это лучшая пьеса Мольера.

Еще - при том, что играют все замечательно, для меня это спектакль двух артистов: Станислава Сухарева (Оргон) и Евгения Кулакова (Мольер).

Спектакль состоит как бы из трех частей - играются «мольеровские» времена, потом - некое условное «советское» время» и - то, в котором живем мы.
Впрочем, время можно принять за единое, неделимое - наше, а две предыдущие части списать на «театр это, театр»: не случайны же несколько раз возникающие поклоны персонажей и классические ремарки, вслух произносимые.

Но - чем бы ни было действие: хоть театральной фантазией, хоть реальностью, объединены они восторженной доверчивостью хорошего (хотя - не самого умного) человека - Оргона и…
…хотела написать «Тартюфом», дав ему такую же краткую характеристику, как Оргону - а не получается. Можно охарактеризовать его мерзавцем… но это будет слишком просто.
Тартюф - это самая гадкая ипостась мерзавцев: он очень умело рядится в хорошего, доброго и скромного человека.
Он их породы воров, крадущих потихоньку самое ценное - то, потеря чего ударит больнее всего. Крадет - а потом наиболее вдохновенно и искренно жалеет пострадавшего. Поймать его нельзя (если только на месте преступления - и то обведет народ вкруг пальца): до последнего все будут уверены в его стопроцентной честности - доказать обратное невозможно, а тот, кто попытается это сделать, сам будет обвинен во всех смертных грехах…

Евгений Кулаков играет Тартюфа тихо-тихо, как бы шепотом. Этакий подлец с добрыми глазами, незаметными жестами и мимикой, сводящейся к легкой полуулыбке.
Чудесно играет.
Он так мощно «переигрывает» всё семейство Оргона (здесь я имею в виду не актерское преимущество, а превосходство данного персонажа над всеми остальными), что чудесное спасение оказывается воистину ЧУДЕСНЫМ: понимаете ли, у самого Государя нашлось время и желание разобрать зерна от плевел и вынести справедливое решение.

К сожалению, в реальности такого практически не бывает: бьют тех, кто (по глупости, резкости характера или желания справедливости) подставился под удар… а похожие на тень иль паутину, тихие и малозаметные тартюфы успевают отойти в сторону, да и переждать там «горячие» времена - тратя время на перелистывание страниц книжицы…
Кстати, Оргон заглянул ему через плечо, поинтересовавшись читаемым. Глядишь - и простит старого друга…


театр, Евгений Кулаков, спектакль, Эрмитаж

Previous post Next post
Up