Рубиновый вторник (притча в стиле ритм&блюз по "Полет над гнездом кукушки"). Театр Луны. 09.10.14.

Oct 10, 2014 14:40


«Когда это было, когда это было, во сне? Наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти я поплыву»... (Н.Гильен)
И опять вместо того, чтобы рассказывать о спектакле, я скользну по волне моей памяти в прошлое…
Так когда это было?
Двадцать лет назад.

Музей Высоцкого организует театральный фестиваль «Эра милосердия», где один из фаворитов - «Satisfaction» в постановке молодого режиссера Павла Урсула.
Помню, как Алла Шендерова, ныне известный и довольно честный театральный критик, а в те годы - экскурсовод музея и, по совместительству, администратор фестиваля, придя к антракту, сказала: «Вы все такие разгорячено-возбужденные из зала выскакивали… наверняка у вас там что-то очень интересное происходило».
А происходило вот что: вождь Вэтла поднял руку, проголосовав за просмотр по телевизору какого-то очень важного американского чемпионата (первая мощнейшая волна зрительских эмоций), а потом - все обитатели психушки стали смотреть матч - вглядываясь в ВЫКЛЮЧЕННЫЙ телевизор, а по сути - в нас, зрителей. И с таким азартом и энтузиазмом они болели, что и мы в зале включились в это воспламенение: стали не только потреблять актерскую энергетику, но и, словно поймав энергетический мяч, вбрасывали его обратно на сцену, прибавив ту силу, которую могли прибавить… И - добивали, добивали, добивали и сестру Крысчед, и всю ту систему, которая мешала людям быть людьми…

Прошло 20 лет, и спектакль поменял название (теперь он назван в честь другой песни Роллинг Стоунз). Поменял он и площадку (раньше маялся бесприютным, и мы ловили его по самым неожиданным театральным и даже нетеатральным помещениям Москвы), и состав (а я до сих пор помню в лицо всех, кто играл в прежней версии постановки).

А я сидела вчера и ждала предантрактной сцены - той самой, с выключенным телевизором.
И она была хороша! Снова был энергетический выброс в зал и обратная отдача от него…
Почти возврат былого театрального счастья.
ПОЧТИ.
Может быть, потому, что смотрели мы спектакль с довольно дальнего ряда.
Может быть, потому, что спектакль не игрался давно. Да и старый он сам по себе: почти 10 лет назад поставлен. В общем, видно, что актерам нравится в «Рубиновом вторнике» играть…но за прошедшие годы они подустали от своих ролей. Играют, конечно, отшлифовав свои роли до блеска - хотя мастерство не отменяет включения души… а что же вы думаете: с нашего «довольно дальнего» ряда не ощущается, кто ее включает, а кто проскользил до финиша на одном внешнем блеске?..

К тому же, к сожалению, в Театре Луны большая часть спектаклей и актеров не держат заданную режиссерами форму: можно разболтать сцену, можно потянуть одеяло на себя. Увы, тянут… Играя при этом СВОЁ прекрасно, но ведь те, кто рядом, часто голенькими остаются…

Да, и еще. Очень уж изменилось время со дня постановки. Личная, живая память или память книжно-газетная подскажут, чем полуголодное и полунищее время двадцатилетней давности отличается от сегодняшних дней.
Просто тогда ВСЕ верили в то, что возможен выход из болота на цветочную полянку счастья. Нужен только лидер, который ХОТЯ БЫ ПОПЫТАЕТСЯ взяться, да и сдвинуть с места несдвигаемое - и сразу ворвется свежий ветер, который сметет всех, кто мешает хорошим людям «расти» и быть счастливыми.

Неужели сегодня можно поверить в бунтаря,  что ворвется в нашу устоявшуюся жизнь и «враз и навсегда» сделает ее сладко-сахарной?
Точнее, в ворвавшегося бунтаря поверить можно… но можно ли поверить в то, что реален мгновенный «переворот в мозгах из края в край», и, за счет этого, быстрый выход на цветочную полянку… на которой, кстати, и цветов не настолько много, чтобы ради их лицезрения терпеть испытания. Да и болото наше - не такое уж нынче и болото, а вполне даже цивилизованное место.

Гибель МакМэрфи в прежние времена (и в первоначальной версии спектакля Урсула, и в фильме, где героя играл Джек Николсон) выглядело трагедией. А последующий уход вождя - как бы продолжением великого дела освобождения: не отступать и не сдаваться.
Гибель нынешнего героя - закономерность: тот, кто железной метлой загоняет если не человечество, то отдельных людей к счастью, просто обречен на поражение.

А уход вождя Вэтла… Так его нет в постановке.
Да, сдвинуто несдвигаемое… Зачем?
Спектакль заканчивается, актеры раскланиваются, а зрители аплодируют в тот момент, когда МакМэрфи еще бьется в предсмертных конвульсиях.
Вот это и есть финал.

И 20 лет назад после него хотелось жить… да бороться, черт подери, хотелось! Благо, было против чего и за что бороться.
Было многоточие…и много восклицательных знаков!!!!!!!

Сегодня же это - просто финальная точка.

Хотя… спектакль определенно хороший. И из трех постановок, которые я увидела в Луне (до этого была премьера, а также старый и модный когда-то спектакль… теперь вот - «Рубиновый вторник, о котором я слышала много хорошего - и верила в это… как не верить - видела же, помню!) эта - определенно самая лучшая.


Театр Луны, театр, спектакль, память

Previous post Next post
Up