Иисус Христос - Суперзвезда. Театр им. Моссовета. 08.08.14.

Aug 09, 2014 11:31

Начну с САМОГО ГЛАВНОГО - того, что во многом определило мое отношение ко вчерашнему спектаклю: в Театре Моссовета просто нечеловечески жарко и душно. Задние ряды и «верха» просто погружены в бескислородную духоту - и, скажите, можно ли вдохновенно смотреть спектакль, сопереживать его героям душою и сердцем, если мысль одна: дайте глоток свежего воздуха! пожалуйста!!!
Повторяю, это - главное. И, если администрация театра так экономит на проветривании и кондиционирования помещения, пусть пишет на билетах о том, что зрители не в купальниках и без вееров в зрительный зал не допускаются. Вот такая абсолютно нешуточная шутка.

Впрочем, помимо страшной духоты в Моссовета вчера был вечный, бесконечный (по времени его эксплуатации) «Иисус Христос».
А кроме этого - молодой человек, играющий в фойе на рояле, открытый балкон с видом на фонтан, рыбки в огромном аквариуме и оазисы с экзотическими растениями (ну, рыбки не живут вечно… а интересно - сохранилась ли хоть одна пальма с тех стародавних времен, когда я ходила в Моссовета смотреть «Царскую охоту» с Марковым и «Глазами клоуна» с Бортниковым?).

Что до спектакля - мюзиклы пересказывать трудно, так что идите и смотрите сами (билеты вполне доступны). Спектакль, несмотря на его многолетнюю прокатную судьбу, неплохо сохранился: хорошая техника в пении и движении… правда, такая эфемерная штука, как «душа спектакля», малость потускнела - но давайте спишем это на актерскую усталость в конце сезона и…  возможно, за кулисами и на сцене так же душно, как в зале?

Из актеров (к коим, в общем-то, претензий серьезных нет) особо хочу выделить Валерия Яременко в роли Иуды. Роль, конечно, вообще прекрасная, с замечательными ариями - но радостно было видеть, что, невзирая на все эти концы сезона и т.п. актер не спускает колки нервов и рвет сердце пополам - и сердце своего героя, и наши, зрительские сердца.

А вообще - спектакль (как и история, в нем рассказанная) - абсолютно вневременной.
Подумала, что ключевым в названии является слово «суперзвезда», а «Иисус Христос» добавлено ради определения конкретики… ну, т.е. взята частная  история, более-менее известная всем, и на ее основе показана общая тенденция.

Именно: вот появился некто, кто по общему объему положительных качеств и харизме многократно выше большинства.
И что? А начинаааается…
Кто-то хочет «войти в тесный круг» и решить свои личные проблемы за счет чужого имени. Кто-то обожает (а как не обожать человека, от которого энергетика - просто как свет божественный льется?) и одновременно ненавидит (а как не ненавидеть:- ты такой же, как он: и красив, и умен, а, как ни крутишься - все лишь жалкая малозаметная тень в Его сиянии). Всем вокруг хочется обожать, и, в этом обожании, хотя бы кусочек Его любви и внимания себе урвать…совершенно не задумываясь, что - «вас слишком много», и каждому равного внимания не получить (даже от всемогущего и всевидящего Бога).
А еще - общее обожание оч.легко переходит в общую ненависть: оказывается, что дотронуться с любовью рукой для многих равноценно - ударить в ненависти ногой… И войти в историю - если не за счет предательского поцелуя, то хотя бы потому, что твой крик «распни его!» был первым или громче других…
И - «я умываю руки»… Ведь можешь сделать, можешь спасти… но находишь тысячу причин, чтобы не делать и не спасать (себе дороже!).
К тому же «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых»: потому что живой человек, который «не такой, как все», который выше - он все-таки вызывает и зависть, и ненависть… Умирающий - на кресте ли, в своей ли постели) - жалость.  А вот мертвые сраму не имут - и можно их подчистить, и позолотить, и их отчаяньем сорванный голос превратить в приятный фальцет…
Да. История эта - вечная, вневременная, и совершенно не зависящая от имен действующих лиц. Свершает колесо свой полный круг, и - «всё сначала, ну и ну! всё сначала!».

Впрочем, может быть, эта возможность «всё сначала» - она во спасение человечества. Потому что жизнь - вечна. Так же, как вечно и всепрощение (дружеское пожатие рук Иуды и Христа в финале). И Любовь - настоящая! - она тоже на все времена.

И, как когда-то герой входил в Иерусалим в сопровождении восторженных почитателей (какая-то бесконечная и прекрасная, кстати, сцена), так и в финале он (или это уже - другой?) едет по тому же кругу, въезжая в те же ворота, на мотоцикле… и опять - почитатели, почитатели, почитатели…

А ведь наверное, это счастье - прожить ВОТ ТАК хотя бы три года… несмотря на страшную усталость, на предвидение конца…
Да. Счастье. Потому что есть люди, для которых отдавать гораздо больше, чем забирать себе - это смысл жизни.

…И еще. Вот почему Иисус отказался явить чудо перед Иродом? Не потому, что не смог… Просто чудо, «являемое» по приказу или за деньги - это просто фокус.
А наш герой не фокусник. Он - Иисус Христос. Сын Бога.

И пока пойманные им души, словно рыбки, бьются в сетях Искренности и Правды - может, удастся им услышать тихий звон колокольчика, которым их пробуждает Совесть?





Фото: Евгений Люлюкин

Моссовета, театр, мюзикл, спектакль

Previous post Next post
Up