«Фоменки» закрыли сезон. Для меня (и благодарность за то хорошему человеку) он завершился двумя июльскими спектаклями. Из них «Дар» могу назвать чудесным и активно рекомендовать к просмотру людям с умом, сердцем и душой; про второй же - «Гиганты горы» (это последняя премьера театра) - скажу так: определенно понравилось, рекомендую себе лично к пересмотру с активным последующим думанием.
«Гиганты горы» - это последняя пьеса Луиджи Пиранделло, которую он не то, что отшлифовать, готовя к постановке, не успел, но даже и не дописал: финал- и в пьесе, и в финале спектакля дан сжатый синопсис.
Вообще спектакль очень красивый, и играют в нем мои фоменковские любимцы, например, Буторин, Малышев, Кабанян… Но как же трудно было мне в самом начале! Текст сложный, действие странное, какое-то рваное, и главное, никак не могла логически скрепить воедино то, что происходило на сцене.
Потом…
А вот я сейчас в середину эпиграф вставлю:
«Я физически чувствовал, а потом и видел, как за актером, идущим сквозь пространство сцены, тянется след. За каждым свой, особый, прихотливый, зависящий от характера внутреннего существования».
(с) Михаил Левитин Книга, написанная второпях.
В общем, я этот самый след увидела…
Шесть артистов.
И шесть обитателей виллы «Скалонья».
И еще один, который - маг.
Еще раз, с изменениями, каким мне это увиделось.
Шесть артистов.
И шесть персонажей в поисках автора. Или - духи театра - когда-то кем-то сыгранные роли, которые не исчезли в момент финальных поклонов, а вот - живут. И ждут нового воплощения.
И еще один, который - режиссер. Именно он неким магическим способом может сделать так, чтобы из миража, из ничего вдруг проступил чей-то лик…пусть сначала - неясный, почти кукольно-нелепый…Именно он может определить, каким быть прихотливому следу в пространстве сцены, и за кем ему тянуться. Именно он своей волшебной магией может превратить любую из женщин - в Графиню, а потом - в Ведьму, а нежного Пьеро сделать Пьяницей.
Как интересно: оказывается, роли могут «отпочковаться» от тех, кто их играет. И, пока актеры дремлют, они становятся абсолютно самостоятельными и реальными, и зрители их уже принимают за основное существо, к которому в качестве дополнения «привязан» человек-актер. (Довелось как-то лично знать актера, игравшего благородные романтические роли - и влюбленные мамзельки закидывали письмами… актера? Нет, каждого из тех, кого он сыграл - ибо по жизни был этот актер человеком не просто обычным, а даже - противным).
Роли… Как же им хочется опять обрести плоть и явиться на сцене. И как же они боятся новой зависимости от тех, кто это явление может смять и испортить…
Актеры… Как не понимает та же графиня Илсе, что катастрофический провал их «Сказки о подмененном сыне» в том, что за ней не тянется тень, благодаря которой она превратится на сцене из актрисы в Мать, Которой Подменили Сына…
Никто не верит ей - а ведь поверили вдруг тому, что Спицци совершил самоубийство, повесившись на несуществующем дереве у несуществующего озера…
…Как это печально, когда Театр не нужен никому - и даже тени сыгранных ролей вытеснены оттуда мышами… Как печально, что место, где театральное искусство вновь оборачивается волшебством, носит название «Отчаяние»…
И как печально, что Театр не может жить без людей - без зрителей.
Ведь кто такие «Гиганты Горы»? Это мы, сидящие в зале.
И как грустно, что многим из нас не нужна гениальная, но грустная сказка, которую легко заменить бездумной антрепризкой. Или чем-то тупо-прямолинейным… Потому что: «Эти деятели безкультурья выдают всякую дребедень за эксперименты, и еще ее надо опалчивать государству. Зритель хочет видеть нормальные спектакли». Это я комменты от «гигантов» в
«Известиях» цитирую…
А что тогда останется нам, любящим не театральные под(д)елки, а Настоящий Театр? Только - вилла «Отчаяние», и «Незаконченный миф об искусстве в 4 мгновениях», поставленный там…