Мера за меру. Театр им.Пушкина. 18.12.13. Премьера

Dec 19, 2013 15:08

Это история про то, как герцог венский Винченцо, устав от властительных забот, скрылся, оставив город на попечение наместника  Анджело - человека безупречной моральной чистоты и строгости. Анджело вдохновенно взялся за дело: он очищал город от грязи физической и - моральной, и был тверд в своем требовании совершенной моральной белизны до тех пор, пока - не влюбился сам, пока - не возжелал страстно молодой послушницы Изабеллы…

Да-да, совсем недавно я это и про это писала.
Это постановка пьесы Шекспира «Мера за меру».
Только теперь не в Вахтанговском, а в Театре им.Пушкина, и в режиссуре Деклана Доннеллана, и, естественно, с другими актерами… Постановка премьерная (вчера всего-то в третий, что ли, раз ее сыграли). В отличие от вахтанговской версии Юрия Бутусова, текст играется в полном объеме… но при этом спектакль получился значительно короче.

Ну и, по сути, спектакли поставлены и играются совсем про разное…

У Доннеллана получился спектакль про гигантскую мясорубку, ручку которой крутят сильные мира сего, властители. Которые могут из блажи перемолоть любого в мелкий фарш, а могут приостановить вращение острых лопастей.
Так что всем, кто в спектакле был помилован - просто повезло (самый яркий пример этому - Лючио, который во всей этой кутерьме и положенной порки, похоже, не получит).
Ну, а тех, кого таки наказали - и тут воля и блажь «больших»: не захоти Герцог вмешаться (махнул рукой, посмотрел сквозь пальцы…) -  одна гнусная неправда Анджело и вправду перевесила бы десяток правд Изабеллы.
Судьба-кукловод, что играет человеком - это (в данном случае) герцоги да наместники. И - человечки-марионетки, что следуют велению ниточек; попробуй сделать не запрограммированное движение - разберут на запчасти…

У Бутусова спектакль совсем про другое (и не случайно Герцога и Наместника играет один и тот же актер): он про внутреннее раздвоение человека на ведомое Ангелом и бесом, на белое и черное… Он про то, как белое, чуть не углядишь, тут же начинает покрываться пятнами черноты, стараясь замарать и ту чистоту, что случайно оказывается рядом…

В обеих постановках действие перенесено из «раньших» в наши времена за счет условности декораций и полуосовеременивания костюмов. И музыки (правда, у Бутусова в спектакле ее больше и она точнее).

Что до актеров, то у Доннеллана они хороши все… Хороши, хотя и холодны немного больше, чем следовало бы. Ну, и - кое у кого небольшие сбои в произнесении текста, в том числе и интонационные, когда вдруг выскакивает секундное «что-то тут не то и не так»… впрочем, тут же погружаешься в действие… и все прошло.

Но - очень понравился Александр Матросов в роли тюремщика. Вот уж кто всё видит, понимает и притворяется с абсолютной серьезностью, за которой прячется ехидство.
Да, пожалуй, Матросов в спектакле - лучше всех, хотя, в общем-то, грех кого-то из актеров критиковать: все старались.



Ну и, напоследок… Зал, хоть и премьерный, был не идеальный, какой-то… ну, под стать игре актеров - холодноватый.  Но цветы на поклонах - были.

И вообще, спасибо хорошему человеку, давшему возможность посмотреть премьеру с хороших мест… Спасибо и моей соседке по этим самым местам за точность зрительских реакций.

театр, премьера, Юрий Бутусов, спектакль

Previous post Next post
Up