Вечное возвращение (фильм,1943 год)

Dec 18, 2013 13:08

В начале фильма появляется страничка, на которой почерком Жана Кокто (которому принадлежит «текст», то бишь сценарий фильма), написано о том, что «вечное возвращение» - это термин, принадлежащий Ницше и означающий, что «легендам свойственно возвращаться так, что герои об этом даже не догадываются».
Ну, это не совсем точная цитата из произведения философа, но очень точный эпиграф к фильму.
Ибо фильм - это и есть возвращение легенды о любви фантастической, прекрасной, и в то же время очень трагической - легенды о любви и гибели Тристана и Изольды.
Свершило колесо свой полный круг, и герои средневекового произведения воскресли в первой половине ХХ века. Время пересадило их с резвых коней на автомобили, заменило латы модными свитерами. Киновлюбленные получили имена Патрис и Натали, и воплотила их сногсшибательно красивая пара - 30-летний Жан Маре и Мадлен Солонь - блондинка с гладкими волосами и лицом… такие лица и правда могут быть только в легендах… или в фильмах тех самых давних лет.
Сюжет осовременился - но осталось в нем главное - та самая фантастическая и прекрасная любовь… и смерть, которая, единственная, и может разлучить влюбленных. Или, напротив, соединить, ибо при жизни всё было против них…так, может быть, там - откуда ни один не возвращался - их душам дана будет божественная свобода «с вечностью дышать в одно дыханье».

Жану Маре в декабре исполнилось 100 лет.
«Культура» сделала о нем программу, которую я села смотреть не без страха: слишком много в жизни этого человека было такого, что могло быть преподано, как гнусные сплетни… Слава Богу, прекрасный телеканал обошел все подводные камни, лишь намекнув на них… ну, там, где вообще нельзя было чего-то не сказать.
Были в программе фотографии, были и кинокадры, и среди них - кадры из этого самого черно-белого фильма, снятого еще во время войны. Фильма, в котором быт оборачивался прекрасной сказкой, а нежная сказочная история вдруг обрывалась самым страшным, что только может случиться - смертью.

Я не нашла в инет хорошей копии фильма (может, таковых и нет; может, это я проленилась и поискала лишь по верхам). Дело в том, что в «Вечном возвращении» очень красивая операторская работа - и при съемках пейзажей и бытовых сцен… но особенно камера «любит» лица героев - даже второстепенных, появляющихся эпизодически… но - лица Патриса и Натали, красивые настолько, что дух захватывает, оператор снимает особенно тщательно, словно оглаживая их… Так, рукою или глазами, оглаживают только лица самых любимых людей.

Можно сказать, что фильм несколько упрощен. Но - таков стиль и слов в сценарии, и режиссуры, и актерских работ. Ибо это был фильм о современности, о тех самых годах, когда он снимался… но нет-нет, а приподнимало время свои слои, и являлась душа древнего рыцаря Тристана, и, словно бы - «кипящею кровью из горла чувства вечные хлынут на нас»…

Времена словно бы взаправду перемешивались, и убогая рыбачья лачуга, где к мертвому Патрису прикасалась умирающая Натали, вдруг оборачивалось огромной залой замка, сквозь колоннаду которого - в дальнюю даль, раскидывалась морская гладь.

Пройдут годы или даже столетия, и вновь вернутся герои, коим суждено будет по ошибке выпить яд, что окажется любовным напитком, и полюбить друг друга любовью неразделимо-вечной… и прожить, может быть, совсем немного минут в счастье.
Наверное, ТАКОЕ счастье, и не бывает долгим… Но как же завидуешь тем счастливым безумцам, у кого оно случается…


Жан Маре, фильм

Previous post Next post
Up