Сегодня я сходила в ГМИИ им.Пушкина, где, помимо постоянной экспозиции, до 22 сентября экспонируются две выставки.
Я пошла ради прерафаэлитов, хотя и Тициана посмотрела с удовольствием.
Писать о живописи я не умею… да и вообще подумала, что хотела бы, чтобы картин на этой экспозиции было меньше: буквально 2-3 (любые!) и чтобы у меня была возможность стоять, а в идеале - сидеть перед каждой из них бесконечно долго, рассматривая и любуясь.
Потому что это красиво невероятно, фантастически, но это картины, в которых хочется не только любоваться на сюжет, идеально подобранные краски и технику исполнения работы - в них разглядываешь всё, от прожилочки на лепестке, оброненном розой до перелива бархата на платье героя и крохотных бриллиантов в украшении… и чертовски обидно, что не хватает времени и внимания на то, чтобы разглядеть всё, что упускаешь нечто малюсенькое, но в то же время чрезвычайно важное - для художника важное, раз он это нарисовал.
Ну, вот например, в картине Джона Эверетта Миллеса «Ариэль завлекает Фердинанда» я нашла крохотную птичку-малиновку, восседающую на ветке куста… но так и не обнаружила ящерицу.
Постоять бы еще, разглядывая и разглядывая… но рядом был «Труд» Форда Мэдокса Брауна, на котором, среди множества подробностей - потрясающие растоптанные и грязные ноги у женщины-зеленщицы, и дворовая псина, с интересом поглядывающая на симпатичную собачку «из благородных»…
А дальше - «Смерть Чаттертона» Генри Уоллеса, где идеально не только бледное лицо мертвого юноши в обрамлении ярко-рыжих волос, разметавшихся по подушке, не только пейзаж за полуоткрытым окном… но - потрясающе точно и завораживающе притягательно для глаза - его нога, с которой упал туфель… нога в измятом и не слишком свежем чулке.
Или «Детский праздник» Уильяма Холмана Ханта, где в начищенном до блеске металлическом чайнике отражается убранство стола, и мальчик прижимает к себе сильно стесняющуюся собаку…
И рядом - Холман Хант с живописной иллюстрацией шекспировской «Меры за меру» - послушница Изабелла пришла в темницу к своему брату Клавдио, умоляя того смириться и принять смерть, но не обрекать ее на бесчестие… и его палец, придерживающий врезавшиеся кандалы…
На выставке вообще много иллюстраций к Шекспиру - здесь и знаменитая «Офелия» Миллеса (наверное, самая известная из картин прерафаэлитов, ибо она часто используется в качестве иллюстрации), есть уже упомянутые «Буря» и «Мера за меру», а еще - «Двенадцатая ночь», «Король Лир» и «Два веронца» (где, кстати, тоже - шикарный основной сюжет - Валентин, спасающий Сильвию от Протея, своего лучшего друга… но тут же, в уголке, потоптанные, побитые шпорами грибы… этакие несчастные «кладбищенские сыроежки»).
В общем, прерафаэлитов, при всем моей уважительном внимании к этому живописному направлению, для меня было многовато - переизбыток впечатлений и эмоций и даже усталость от них)…
…а вот Тициана - маловато.
Всего несколько картин - но каких! Одна Даная под золотым дождем чего стОит!
И еще на тициановской выставке мне больше понравилось оформление, вот эти большие надписи на стенах, ради чтения которых не надо было продираться как можно ближе.
Выставки замечательные. К прерафаэлитам еще хорошо снятые пояснительные, научно-популярные фильмы, которые можно посмотреть в отдельном зале.
И по основной экспозиции я прошлась. Она весьма неплохая, и забавно то, что детские воспоминания от регулярных посещений этого музея - они никуда не делись, они во мне, и так забавно быть уверенной в том, что вот сейчас за поворотом будет… да-да, именно эта картина.
Билеты на выставки (посещение основной экспозиции входит в стоимость ) от 200 (льготные) до 400 рублей. И я могу подсказать, как можно посмотреть всё с максимальным удовольствием и минимальными трудозатратами (если понадобится - спрашивайте!).
По ссылке - информация о выставке прерафаэлитов в Интернет Там можно и картинки посмотреть; о некоторых из произведений я говорила сейчас.