Сатирикон. Скорое прощание с "Доходным местом"...

Jul 07, 2013 00:18

Вчера в Сатириконе был сыгран предПОСЛЕДНИЙ спектакль по пьесе Островского.
Теперь, совсем скоро, еще один раз и... ВСЁ.
Печально...
Но - закономерно. Спектаклю уже немало (а по сатириконовским меркам - много) лет... Типа того, что «старикам» нужно уйти и уступать место новому… иногда - интересному. Прямо по Вознесенскому: "Придут другие - ещё лиричнее, но это будем не мы - другие..."

Я бы сильно переживала, если бы спектакль "уходил" не из нынешней, а из той, первой версии с Жадовым-Сухановым.
"Сейчашнее" закрытие я принимаю даже с некоторым облегчением: настолько не по сердцу был мне нынешний Жадов, что даже вызывал раздражение... соответственно, и спектакль тоже раздражал...
Почему раз за разом его пересматривала? Да ради сцен в самом начале и в финале: в них появлялся Денис Суханов, злым волшебством перекинутый на роль дядюшки-взяточника Аристарха Вышневского.
В общем, спектакль «Доходное место» - он славный…ну, просто - словно серебро хорошей пробы… но эти сцены - просто бриллиантовое обрамление постановки!

О вчерашнем спектакля я не буду писать.
Просто перепощу своё же: первые впечатления о «Доходном» в апреля 2004 года и первые же - от восстановления его в 2009 году.

2005 год

…Уход Полиньки...Истерика Жадова... ПО-ТРЯ-СА-Ю-ЩЕ! Когда человек бьется в истерике телом об пол и даже не говорит, а воет слова... И вдруг - поднимает заплаканное лицо - принятие решения: к черту идеалы, деньги... ДЕНЬГИ!.. Спокойно раскладывает, как будет хорошо... еще несколько раз при этом внешнем спокойствии заливаясь слезами... АХ!..
***********

Вот Жадов - увы, он не особо умен. И - слаб. А иногда - смешон. Ну зачем... ЗАЧЕМ?.. уговаривая жену остаться, надо вновь и снова читать ей лекцию о торжестве добродетели?.. Не проще ли - прижав ее нежно к себе - сказать о том, что устал - безмерно, но так же безмерно ее любишь... и просишь остаться, ибо без нее - пропадешь...
Но - не может и не хочет искренний человек Жадов сломить себя. Почти невозможно для него пойти на уступки - даже тому человеку, которого любит глубоко и искренне... А потому - так страшно его решение переменить все в своей жизни... Как будто ломает он внутри себя стержень, что поддерживает его и помогает во всех ситуациях держать голову гордо поднятой... Стержень этот поддается с трудом, и, крошась, осколками ранит душу... сердце... тело... Истерзанный, как драный и битый воробьишко, появляется он у дяди...Решение принято, но надо сделать еще только крошечное усилие над собой, чтобы окончательно разорвать свое сердце... И с каким же трудом оно, это усилие, делается...
Мои искренние и восторженные аплодисменты и тому, как это поставлено, и тому, как играется...

2009 год

...Это спектакль про Аристарха Вышевского. Как будто когда-то он, гордый и бескомпромиссный мальчишка-правдолюбец, испросил у своего дядюшки места подоходней и получил его. Испросил - ибо влюбился, как мальчишка...- в женщину недостойную, жадную и злую, с примитивной жаждой обогащения и любовью лишь к одному человеку. К себе самой.
Да, он покупал ее, словно вещь. Но только лишь потому, что человеческих чувств она не имела, да и притворяться не желала... Она продавала свои поцелуи-плевки всё дороже... и он вынужден был, ужасаясь, всё чаще и глубже залезать в чужие карманы... брать, брать и брать...
А она - изменяла ему открыто и нагло, насмехаясь над его любовью и преданностью... И тогда он, презирая себя, начал интригу... он играл нечестно - но с честной целью: уничтожить противника... этого - Любимова.

Он отнюдь не забыл того времени, когда был честным и умным мальчишкой-Жадовым... и эта посадка в кресле - с широкой постановкой ног в модных ботинках... это умение гордо держать голову и смотреть прямо - это всё оттуда, из прежних, из юношеских времен. Их тех лет, когда он плыл к своему берегу Утопии - и, возможно, берег этот стал недостижимым для многих после того, как именно он (самый умный, самый изобретательный, самый страстный!) покинул корабль...

А вот Василий Жадов... когда-то он, наверно, сидел промежду взрослых, с интересом впитывая в себя темы разговоров, покоряясь той страсти, которую видел вокруг. Потом он учился... А уж потом оказалось - что "переписывать" скучно... гораздо забавнее развлекать трескучими фразами писарей в конторе... да получать средства от дядюшки (это он прилюдно дядюшкину руку с деньгами отвёл - а не спрячь тот купюры в бумажник, они бы в конце концов наверняка перекочевали в карман "правдолюбца".

Вообще - философия и мораль этого Жадова столь примитивна и скучна, столь уступает даже разговорным экспромтам Юсова, что удивляешься - почему же те же самые слова, которые произносил когда-то его "дядюшка" были столь страстными, огневыми - что, казалось, могли воспламенить воздух...
Ну почему, ПОЧЕМУ - крик-вой этого Жадова воспринимается как истерика обиженного ребенка, у которого любимую игрушку-жену отняли, тогда как эта же мизансцена прежнего спектакля воспринималась так, будто вновь искривлялось пространство, которое герой один немыслимым усилием пытался распрямить?..

В нынешнем "Доходном месте" зло легким усилием победило добро одним известным способом: произведенной рокировкой.
Аристарха Вышневского теперь играет Денис Суханов.
Василия Жадова - Алексей Бардуков. А ведь раньше его играл тот же Денис Суханов...
***********

Ну, и напоследок - несколько слов, которые написал о премьере восстановления критик Роман Должанский (он видел версию с Вышневским-Авериным, которая, кстати, и осталась в видеозаписи):

Чтобы увидеть, как играет эту роль Суханов, придется идти на спектакль еще раз. Оно того стоит. Жадова он играл замечательно - от чиновничьего мира его отделяло не образование и не наличие совести, а что-то психофизическое.

Сатирикон, театр, спектакль, Денис Суханов

Previous post Next post
Up