Блаженны миротворцы

May 17, 2012 13:29


Быть добрым не так уж сложно. Делать добро - не меньшее наслаждение, чем, к примеру, пить вино. Кто вкусил Силу Любви, тому просто не захочется по своей воле причинять кому-то боль и страдание. Любовь естественна, потому что она - проявление нашей настоящей истинной природы.




Но вот посмотреть в глаза зла, ощутить дыхание скверны, миазмы ненависти, и не озлобиться при этом, не замкнуться в панцире неприязни и цинизма, сохранить любовь к каждому, в том числе и к тому, кто заточен под маской зла - вот это уже высший божественный пилотаж. Поток стрел, обращенных в твою сторону, превратить в поток цветов одной лишь безмятежной улыбкой - вот взгляд Будды. Не дрогнув, испить из сострадания яд мира, и спасти весь космос - вот поступок Шивы.



Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

(Св. Евангелие от Матфея 5:9)

Зло - не сказочный дракон, не дьявол с видом античного сатира или бога Пана, не булгаковский Воланд со свитой. Настоящее зло не бывает романтичным и готически-прекрасным.

Как говорил Чехов, существует два главных порока - это надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Вот где таятся корни зла. Предательство и подлость - вот зло. Равнодушие к чужой беде - вот зло. Зло неприглядно и отвратительно.

Мне видится, что главный подвиг Иисус Христа даже не в том, что он исцелял всех, кто его об этом просил, не его чудеса хождения по воде и обращение воды в вино, а то, как Иисус встретил зло - лицом к лицу... и не ожесточился, не озлобился. Он не осыпал негодяев, издевавшихся над ним, проклятиями, которых те вполне заслуживали. Напротив, Иисус просил Бога о помиловании своих мучителей.

Христос не был справедлив. Потому что он выше (или вне) справедливости. Чувство справедливости - это недолюбовь.  А в некоторых случаях справедливость даже хуже зла (совершаемого обычно в состоянии аффекта, по недомыслию, от глупости), потому что такая справедливость причиняет ответную боль сознательно и преднамеренно. Милосердие, говорит Исаак Сирин, несовместимо с правосудием. Милосердие вообще противоположно правосудию. Правосудие есть установление точной меры, уравнивание, потому что каждому дает то, чего он заслуживает. И если милосердие относится к области праведности, то справедливость - к области зла. Как сено и огонь не могут находиться в одном месте, так милосердие и справедливость не могут сосуществовать в одной душе, говорит Исаак. Не следует говорить о справедливости Божией, можно говорить только о Его милосердии, превосходящем всякую справедливость. Ведь если мы воздаем злом за зло, чем мы отличаемся от злодеев? Возмущающийся возмущается из чувства справедливости. Однако сердце милосердного безмятежно (но, конечно, отнюдь не безразлично).

Бог никогда не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: все это чуждо Его естеству. Слова Исаака Сирина достойны того, чтобы их повторять снова и снова: «Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого страдания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».

мысли вслух, христианство

Previous post Next post
Up