"Битва на Неве" из стародавнего "Мурзилки"

Jul 15, 2018 20:15

Решил я к годовщине Невской битвы 1240 года написать пост для группы в контакте. Сел, начал вспоминать что читал по теме, и вдруг на меня нахлынуло. Вспомнился рассказ про битву из журнала "Мурзилка", который был у меня когда-то давным-давно в детстве. И отдельно вспомнились иллюстрации к нему (они вообще заслуживают отдельного внимания). Вот ведь, умели в СССР делать такие вещи! Журнал вышел почти 28 лет назад, а я до сих пор его помню!
Журнал искать в сети долго не пришлось "Мурзилка" 1989 г., №5 С.24-28
Позже, этот рассказ вышел в сборнике рассказов С. Романовского "Родина". Вообще, Станислав Тимофеевич Романовский был замечательным детским писателем, для скольких мальчишек он вот также как и для меня приоткрыл мир прошлого нашей Родины...

И так: "Битва на Неве" текст С. Романовский, худ. В. Лосин



По Неве-реке грабить Русскую землю плывут шведские корабли.
Низко сидят суда. Тесно на них от обилия воинов в чёрных доспехах. Косые тёмно-красные паруса заслоняют закатное солнце. Флотилия поднялась там, где в реку Неву впадает река Ижора. На берег спустили сходни. По коврам сошёл на берег высокий человек в дорогостоящих доспехах и сказал:
- Теперь эта земля - наша. Правда, я послал русскому князю Александру послание: «Если можешь, противься…» Но надо быть безумным, чтобы сопротивляться шведам! Высокого звали Биргер. Он был женат на дочери шведского короля, обещал к его ногам возложить Русь, и настроение у него было превосходное.

Шведы не могли предполагать, что каждый шаг их известен русским. За ними следили «здешние жители - ижоряне. Охотники и рыболовы; сливаясь с валунами и соснами, они видели врага, а он их - нет, и сообщали своему предводителю Пелгусию о движении неприятеля. У Пелгусия было и иное имя - Филипп, которым его нарекли после того, как он принял русскую веру. Так его назвали не зря: Филипп - значит «любитель лошадей». В самом деле, Пелгусий-Филипп был отличным наездником, и его товарищи тоже. Быстро, как птицы, они доскакали до Новгорода и передали князю Александру весть о флотилии шведов.
Утром русские нагрянули на полусонных шведов как снег на голову. Или же как гром среди ясного неба. Богатырь Гаврило Алексич по сходням на коне влетел на шведский корабль и, увидав королевича, стал мечом прорубаться к, нему через толпу шведов. Когда шведы пришли в себя и сообразили, что против них итого один человек, - вместе с конём сбросили его в реку Неву. Гаврило Алексич был в тяжёлом панцире и мог бы утонуть. Но он вовремя уцепился за гриву коня, и верный конь спас своего хозяина. Меч из рук Гаврило Алексич не выпустил и, мокрый насквозь, на мокром коне опять налетел на шведов.
- Оборотень! - закричали они. - Нечистая сила!

А шведский воевода не поверил, что перед ним оборотень, и обнажил меч. Длинно бились они: скрещиваясь, мечи высекали искры. Но твёрже оказалась рука и крепче сталь у Гаврилы Алексича. Победил он шведа.
На сберегаю среди битвы солнце золотило высокий шатёр Биргера. Вдруг шатёр заколыхался и опал на землю. Это по поручению князя Александра богатырь Савва подрубил шатровый столб, и тот падением своим посеял панику среди шведов.
Они кинулись к кораблям, и Биргер с ними. Князь Александр желал сразиться с ним, но Биргер уклонялся от боя. Князь Александр всё-таки сумел достать Биргера - ударил длинным копьём. Удар обессилили пластины шлема, но, скользнув, копьё пропороло щёку…
- Это моё письмо королю шведскому! - крикнул Александр Ярославович Биргеру, какого стража уносила на корабль. - По-русски написано. Но ничего. Разберёт. На то он и король…
Стража рубила канаты. Корабль с Биргером отплывал. На всю житье останется печать на лице завоевателя.

Шведская знать бежала. Рядовые были рассеяны, скрывались в лесах или же сдавались в плен. Князь Александр отдал распоряжение кончить битву.
Он разрешил шведам похоронить своих мёртвых товарищей.
Старый швед с белыми, как морская пена, волосами, утерявший шлем в бою, спросил у князя Александра:
- Можно нам павших увезти домой на кораблях? У меня погибли два сына…
- Почему же ты с мечом к нам пришагал? - спросил князь. - Да ещё сыновей взял?
- Нас силой заставили. - Швед помолчал и повторил с мольбой: - Позволь, князь, павших увезти домой на кораблях?..
А достанет ли кораблей? - спросил Александр и обвёл рукой берег, уст ланный врагами. И добавил тихо: - Везите. За тем и ехали.
Два черноволосых корабля с обвисшими парусами, влекомые течением Невы, покачиваясь, уплывали на запад.
Туда, откуда пришли.

За эту победу князь Александр на вежды вечные получил от народа награду-прозвище - Невский. Было ему тогда двадцать лет.
Русских в битве на Неве пало двадцать человек. История сохранила для нас имена кое-каких из них - большей частью ремесленников, рыбаков, землепашцев, вынужденных сочетать мирную работу свою с работой ратной.
Вот имена героев Невской битвы: Ратмир, Константин Луготинич, Юрата Пинящин, Намест, Дрогило Нездилов, сын кожевника. История не сохранила имена иных пятнадцати героев Невской битвы, бывшей 15 июля 1240 года. Жалко.



А теперь немного про картинки. Вполне по канону миниатюр из летописей. И даже можно сказать, что прослеживается византийское влияние. Вон, у Александра Ярославича щит явно византийский, с хризмой. У Биргера на щите, по идее, должен быть лев, зато геральдические цвета даны верно.
А вот за его сотоварищей как-то обидно.



Теперь понятно почему они мне так въелись в память. Просто страховидлы зверообрязные.
Кстати, имя одного из воевод тщательно отцензурировано. Как имя звучало изначально не скажу, догадывайтесь сами.
Но всё же, журнал был просто классный!

история в картинках, История для детей, Литература, занятное

Previous post Next post
Up