Оригинал взят у
saint_prostata в
Фидель, Куба и шулераУмер Фидель, и из всех щелей понеслись привычные голоса. Каждый сетевой гражданин, принятый в обществе свидетелей Демократии, совершил ритуальный плевок в покойного и в Кубу.
Презрительные обвинения сводятся к трем пунктам:
1. Кубинцы бедны.
2. Кубинцы рабски несвободны и живут под гнетом жесточайших политических репрессий.
3. Кубинцы только и мечтают сделать ноги с острова Свободы.
Манипуляции используют самые несложные, но в деле обмана новации редки, да и не очень нужны. Основные механизмы прекрасно известны со времен древних шумеров.
1. Кубинцы бедны - это правда, но в сравнении с кем? Со средневековыми камбоджийскими крестьянами? С гномами-под-горой? С бельгийцами? Богатство и бедность понятия, наполняющиеся смыслом только в сравнении. Жалостливые внешне и торжествующие внутренне описания неустроенности кубинцев можно дополнить пропущенными словами. Конечно, их молчаливо противопоставляют среднему классу «нормальных» стран, то есть Люксембурга, Дании или Новой Зеландии. Почему? Просто так удобней. Если взять куда более естественный Сальвадор, Ямайку или Гватемалу, весь замах пропадет зря. Окажется, что уровень жизни большинства населения этих стран еще ниже кубинского.
2. Собственно, основной подход ровно такой же. Подразумевается, но не произносится, что кубинская неустроенность ужасно убога в сравнении со страной закатных эльфов, где царит полное социальное и политическое благополучие. Не с Эквадором же сравнивать? Из ржавых, но действенных инструментов активно пользуют человеческое горе. Нам рассказывают про какого-нибудь Хуан Альберто Педро Антонио Санчеса, просидевшего пять лет в тюрьме. К концу горького текста никто из читателей не помнит, как звали героя и тем более не пойдет проверять, пострадал ли несчастный за сатирические стихи или за воровство велосипедов.
3. Действительно, огромное количество кубинцев только и мечтает перебраться в Соединенные Штаты. Жизнь там намного сытнее и легче, тем более у каждого кубинца найдется в Америке родня. Проблема в том, что ровно также дела обстоят в любой соседней стране.
Телевизионные пулеметы, газетные пушки и интернет-гранатометы без остановки и без промаха бьют по Кубе. Боеприпасы в них заряжают фальшивые, но эффект получается самый настоящий. Так уж устроена медийная война.
Нетрудно заметить, как много мы знаем о Кубе или Венесуэле, в сравнении с куда более значительными государствами. Многие ли вспомнят имя хотя бы одного президента Колумбии или даже Мексики? Может быть, в этих странах все благополучно, и они просто не попадают под телекамеры? Вовсе нет. В Колумбии более полувека идет гражданская война (возможно, закончившаяся в этом году). В Мексике уже десять лет идет война наркокартелей между собой и с правительством, счет жертв идет на десятки, а то и сотни тысяч. Плакальщиков о судьбах кубинских поэтов эти факты не тревожат категорически. И мы прекрасно понимаем почему.
Куба получает свою ежедневную порцию плевков и укусов не за бедность, не за неустроенность, не за сомнительных поэтов, а за то, что не слушается старших и ведет себя вызывающе независимо. Для служителей культа Непогрешимой Супердержавы Несущей Свет такое поведение нестерпимо.
Если попытаться взглянуть на дело объективно (чего никто делать, конечно, не будет), перед нами результаты многолетнего эксперимента. Десяток стран пришли примерно к одному уровню экономического развития. В социальном, интеллектуальном, культурном и научном плане Куба существенно благополучнее своих соседей.
Таблица ВВП на душу населения:
Условия не были равными. На протяжении полувека Куба была лишена главного мирового и регионального рынка. Рынка своего непосредственного соседа, естественного и основного покупателя своих товаров и услуг. США обладают колоссальными возможностями испортить жизнь любой стране на планете, даже куда более мощной, богатой и далекой, чем Куба. Для Кубы было сделано почти что все возможное и в экономическом, и в любом другом смысле. Если первые десятилетия, это отчасти компенсировалось поддержкой социалистического лагеря, то следующие двадцать пять лет страна выживала собственными усилиями.
Тем не менее, Куба, поставленная в намного худшие условия, показал результат не хуже соседей. Очевидный вывод состоит в том, что кубинская модель при прочих равных намного эффективней полуколониального пути соседних государств.
Шулера продолжат тасовать свои крапленые карты. Они никогда не выскажут вслух свою смехотворную мысль, но продолжат размахивать ей. Издалека и быстро, чтобы никто не успел как следует рассмотреть. Преступный Фидель, подразумевают они, невнятно бормоча слова и пряча глаза, помешал Кубе стать Бельгией. Стоит сказать это прямо и вслух, как глупость становится невыносима. Никогда, ни одной секунды перед Кубой не стояло такого выбора. Страна могла остаться американским борделем и фактической американской колонией или попробовать пойти по своему пути.
Куба выбрала свободу, и история показала правильность принятого решения.