На днях стало известно, что умер некогда известный в Алтайском крае либерал Александр Шведов.
О мертвых - или правдиво, или никак. Мой принцип. У вас могут быть другие принципы.
Сочувствую его родным и близким. Надеюсь, иномирный суд его души будет справедливым.
Я несколько раз общался со Шведовым, когда он жил в Барнауле и когда он приезжал в город по делам. Не могу сказать, что он глубоко впечатлил меня своими убеждениями. У него было умение говорить по-книжному. Чаще всего скучно и не слишком близко к реальности. Шведов был членом НТС. Считал генерала Власова представителем некоей «третьей силы» во Вторую мировую. А Новодворскую считал чересчур радикальной демократкой. Впрочем, Новодворская уже освободила этот мир от своего присутствия.
Примечательный факт. На заре советской антисоветчины, в конце 80-х, Шведов поначалу вступил в ДемСоюз Валерии Ильиничны. Побыл там вроде полгода. А потом сдал бразды правления Сергею Андрееву, который, насколько я помню, в 1989 году в качестве главного новодворца дал интервью «Алтайской правде».
К настоящему времени в нашем мире отсутствуют все трое - Новодворская, Андреев, Шведов.
Все трое по-своему в разное время впечатлили меня.
Новодворская - умением писать часто бессвязные, но беспредельно бодрые и кажущиеся невероятно глубокими тексты. Но благодаря ярким упоминаниям в текстах Новодворской писателя Ильи Эренбурга и Варлама Шаламова я прочел их произведения. И был впечатлен ими, если честно, куда сильнее, нежели побудительным текстом подруги Борового.
Впрочем, один текст Валерии Ильиничны на меня оказал мощное воздействие. Он появился, если не ошибаюсь, в 1993 году в газете, как ни странно, «Сокол Жириновского». Текст назывался ударно: «Демократия - это предательство». И был посвящен свержению грузинского президента Звиада Гамсахурдия. Не знаю, был ли такой заголовок авторским, или его приделали в редакции (в которой тогда немалую роль играл известный музыкант и политически радикальный шалун Сергей Жариков), в нем либеральная девственница выдала российским демократам во главе с Ельциным по первое число. Жестко, образно и беспощадно. Самое поразительное, в тексте она доказывала, что российская (да и западная) демократия - это сплошное предательство. И хотя гнев ее был вызван тем, что тогдашний российский политбомонд при молчаливом согласии западного предал Гамсахурдия, разбор был произведен по косточкам. До основания. А затем над сутью российской демократии в либеральном исполнении задумался и я.
Шведов - бесконечным отрывом антисоветских мечтаний от реальности. Помнится, в один из его приездов на Алтай я пытался выдавить из него хотя бы небольшие очертания той жизни, которую он хотел бы видеть в России. Александр Николаевич отвечал много и складно. Но большей частью шпарил словно из НТС-овской брошюры какие-то теоретические постулаты. Честно говоря, уже на следующий день из его обильного монолога в моей голове мало что осталось. Я попробовал перенести на бумагу диктофонную запись - получилось еще хуже. В результате вместо интервью в газете вышла небольшая заметка.
Шведов в ту пору был сторонником генерала Лебедя, еще одного нынешнего обитателя царства теней. Неудавшегося российского Пиночета. Шведов, как я понял, сильно рассчитывал на него.
Андреев - тем, что признал криминальный характер приватизации крупнейших нефтегазовых компаний в 90-е годы. Более того, под его влиянием я стал глубже, что называется, копать данную тему, собирать материал, общаться с очевидцами тех событий. И очень благодарен ему за это, несмотря на крайне сложные отношения.
Кроме того, Андреев в разговорах давал хлесткие характеристики многим персонажам из близкого ему белоленточного лагеря. Ибо подноготная многих была ему хорошо известна. Между прочим, в разговорах с ним я, бывало, вспоминал тот ударный заголовок материала Новодворской. «Демократия - это предательство».
Впрочем, теперь все трое, а также генерал Лебедь, могут разбираться с заголовками, антисоветчиной и прочим творческим наследием, в мире, закрытом для экскурсий нам, простым смертным.
Здесь уже другие ориентиры.