Такие далекие олимпийцы...

Feb 11, 2014 11:28



Восторгами по поводу торжественного открытия Олимпиады в Сочи переполнены социальные сети. Знакомые то ли не видели, то ли шифруются, но в разговорах старательно обходят эту тему. Не все, но большинство. Может, знают о моем скепсисе.

Я не восторгаюсь Олимпиадой, открытием и не просиживаю у телеэкрана, болея за «наших». Хотя в интернете все-таки минуту-другую в день уделяю просмотру медального зачета.

При этом я не сомневаюсь, что церемония открытия была красивой, поражала воображение своим размахом и красочностью. Мы это до сих пор, как ни странно, можем. Несмотря на то, что последние пару десятков лет нам старательно били по мозгам, надеясь отбить способность думать, творить и надеясь озлобить. Как озлобляют сейчас наших людей на Украине, вгоняют в каменный век, с айфонами, иномарками и новостроем. Но русская удаль безгранична. Я не сомневаюсь, что хрен ее победишь. Впрочем, речь сейчас не о ней.



Я весьма вяло, если честно, реагировал на возгласы разоблачителей о сочинских распилах и откатах. А что - ожидалось как-то иначе? И вообще - при нынешнем порядке вещей разве иначе возможно? Просто при олимпийских стройках в других странах (скажем. в Лондоне или Солт-Лейк-Сити) распил происходил элегантно, виртуозно, с учетом накопленного многовекового опыта, то у нас европейской куртуазности в этих делах так и не научились. И я вообще сомневаюсь, что когда-либо научатся. Ибо еще Петр Великий при иностранных послах бил морду Александру Меншикову за столь неизящные методы распила. И, как показала история, большой пользы это не принесло. Не научились мы этому искусству. Как не научились культуре пития, как ни пытались это привить ЦК КПСС, женсоветы и журнал «Трезвость и культура». Где-то в сознании русского человека стоит прочный барьер на пути к этому умению. Возможно, это врожденный максимализм народной души. Но я опять ушел в сторону...
Из обрывков впечатлений тех немногих, кто все-таки поделился впечатлениями об открытии, стало ясно, что в ходе торжественной церемонии публике символически представили нашу историю. Действительно - фрагмент представления полета в космос я мельком захватил в каком-то выпуске новостей. Но рассказавшие мне об этом посетовали, что не нашлось места представлению Великой Отечественной войны. Почему? Чтобы не обижать немцев - участников игр? К чему тут эти чрезмерно политкорректные игры?
То, что олимпийский огонь зажгли Ирина Роднина и Владислав Третьяк я узнал из новостей. Наверное, это правильно. Огонь должны зажечь люди, являющиеся символами спортивных побед и спортивной доблести страны - организатора Игр. Поражает, что символами для нас по-прежнему являются герои советской эпохи. С этим смирилась даже антисоветски настроенная правящая тусовка. За два десятка лет постсоветского периода у страны так и не появились спортивные герои, которые могли бы претендовать на эту роль. Это не смущает правящих тусовщиков? Это не смущает президента, который не так давно назвал себя абсолютным либералом? (Не знаю посыпали ли головы пеплом после такого заявления его почитатели из числа охранителей).
А теперь, почему открытие и спортивная шумиха не столь интересны. Спорт - это часть жизни любого народа, любого государства. В прежний советский период спортсмены воспринимались как свои. Народ не отделял их от себя. Да, спортсмены формально были любителями и числились слесарями, машинистами, бухгалтерами или военнослужащими, хотя фактически ими не были. И об этом знали (или догадывались) граждане страны. Но смотрели на это сквозь пальцы, потому что все-таки это были народные герои, которые бились за свою страну, за народ, за каждого из них. И когда очередной победитель поднимался на пьедестал, большинство не сомневалось: это и наша победа! Победа нашей силы духа, физической силы, красоты, гармонии, ловкости, упорства и множества других качеств, которые мы находили в себе. Денежный вопрос существовал как бы отдельно от этого восприятия побед на спортивной арене. Конечно, в случае провала наших спортсменов им припоминали и денежный вопрос, и фиктивное присутствие на официальных рабочих местах и много чего еще. Но припоминали все равно после того, как заклеймили их неумение играть, бежать, прыгать, вести единоборства и пр. Финансовый вопрос стоял отдельно. Потому что понимали: ребята и девчата не столько за деньги рубятся, сколько за честь и престиж всей страны и всех нас.
Сейчас нашему взору открывают мир материальных благ атлетов, суммы гонораров, их свадьбы-разводы и клички домашних питомцев. И большинство понимает, что они живут в другом мире. Ведь мускулистый парень с барнаульского Потока все равно не сможет призвать миллионы девчат отправлять ему свои фотки в обнаженном виде, как это сделал сноубордист Соболев. Теперь проведена четкая разделительная грань между миром большого спорта и остальным миром. Для начинающего спортсмена из городского зала оказаться в нем сродни попаданию в сказку. То, что миллионы зрителей по-прежнему «болеют за наших» - отчасти сила привычки и нежелание согласиться с тем, что герои спорта стали частью системы шоу-бизнеса. К тому же, в отличие от поп-исполнителей, «под фанеру» дистанцию не пробежишь, программу не откатаешь и матч не сыграешь.
И это дает шанс, что не все потеряно. Что ребята, выходящие на спортивные арены все же станут нашими. И что Олимпиада станет не только зрелищем, но демонстрацией силы, грации, мужества и воли народа. И мы будем прекрасно ощущать это.

спорт, Олимпиада, капитализм

Previous post Next post
Up