Рецензия на фильм «Околофутбола» (2013)

Jan 12, 2014 23:15

Жесткий разнобой мнений критиков в оценках фильма «Околофутбола» не удивляет. Чаще всего они пишут либо о том, насколько картина соответствует их миражам об искусстве и потенциале творения наполнить кошельки владельцев кинозалов (на содержании у которых эти голубоэкранные насекомые подчас и пребывают). Либо ищут вожделенный философский камень, искусно скрытый авторами и должный продлить век искусства, дабы подарить еще душе прекрасные порывы.

Режиссер Антон Борматов дал обильную пищу зубоскалам, апологетам кинореализма, любителям чернухи и ее жесточайшим критикам, тонким лирикам и брутальным аскетам. Даже любителям нетривиальных эротических сцен слегка умудрился потрафить. В общем, всем сестрам по серьгам вручил. И сделал это за какие-то немногим более 1,5 часа картины.

Экономить, говорят сведущие граждане, приходилось на всем, ибо бюджет у ленты был явно не резиновый. Подозреваю, что в данном случае оно к лучшему. Ибо даже слегка усиленный денежный поток мог смыть плотность сцен и размыть смысл и лиризм всей работы.

А ведь картина удивительно лирична. За брутальностью подачи темы, обилием грубых сцен, дурацкого гогота и крепкими словами сквозит слабым ветерком лирики. Что-то веется родное.

Четыре главных героя - преподаватель, предприниматель, автомеханик и ди-джей. Четыре разных персонажа, спаянных в причудливое футбольно-хулиганье братство. И как у четырех мушкетеров, их девиз - «один за всех и все за одного!». С поправкой на время, страну и род занятий.

Сюжет сразу закручивается с боевых «махачей» (драк «стенка на стенку») среди фанатских группировок. Драки эти пусть и жестокие, но, как ни странно, беззлобные. Ибо ненависти друг к другу их участники не питают. «Зачем вы деретесь?» - трудно не заметить, как настойчиво звучит в ленте этот вопрос. И звучит неоднократно. И вразумительно ответить на него никто не может. Интересно, что не отягощенный интеллектом продавец спортивной одежды еще пытается что-то толковать об этом, то умный и психологически самый тонкий персонаж - Тичер - один из той самой «неомушкетерской» фанатской «фирмы», просто сворачивает тему. Поляна драки - не студенческая аудитория, здесь не глубина мысли важна, а сила рук и быстрота действия. И границы восприятия здесь иные, разуму подчас не посильные.

И в эту суровую реальность вдруг врезается тема предательства - кто-то «стучит» в милицию о предстоящих «махачах». Брутальная идиллия летит к чертям. Оказывается, простота отношений «околофутбола» («в драке все понятно: кто свой, а кто нет» - примерно такое объяснение «махачей» тоже имеется в картине) не является не вечной. И страсти иного свойства посещают мир этих людей, которые, как видно, вроде и живут в обычном для большинства из нас мире, но при этом живут еще и тем, что недоступно большинству.

И среди этих страстей иного свойства внезапно примешивается любовь. Та самая, что нечаянно нагрянет. Кстати, именно любовную линию отдельные маститые критики разнесли в пух и прах. Причем разнесли даже те, кто высказал симпатию к фильму. На самом деле, вся мнимая вина режиссера заключалась в демонстрации внезапности чувства, которое вспыхнуло у девушки одного из «мушкетеров» к другому. Но в жизни, что удивительно, чаще всего так и бывает. Как поется в песне, цитата из которой уже приведена: «…когда ее совсем не ждешь». И проницательный зритель уже с первого появления роковой феи догадался, что явлена она не просто так. Правильно, для усиления драматизма происходящего. Можно предложить критикам представить сюжет без любовного придыхания в сюжете. И тогда точно явка будет провалена, отморозки правят бал. А внимательный зритель еще и увидит нелепость отдельных сцен, эпизодов, если вдруг купировать любовь.

Кому-то не понравилась Таисия (Дарья Мингазетдинова), от которой исходит амурный свет околофутбола. Просто мало кто задался целью: а что вообще должна представлять собой роковая дама футбольных хулиганов? И вообще, где обитают сегодня неглупые и в то же время красивые девушки? Каких парней они любят? Может, в приближенном к реальности сюжете и должны быть глупые и некрасивые, о которых говорит, кстати, в «предгрозовой» момент для Тичера его отец?

Снять фильм о футбольных хулиганах на российских реалиях, кажется, несложно. Больше «махачей», орущих трибун, ОМОН, кровь и мелькание озверевших лиц и регулярный дебильный хохот. Это было бы эпатажно, мясисто и динамично. Режиссер же пошел по-другому пути. Он решил, не отклоняясь от неписаных законов жанра подобных фильмов (которые, как выясняется, отчасти сложились), попробовать показать нечто большее. И трудно не заметить, что это нечто большее у него получилось. Он ударил в нерв, который задел многих. И разделил их на тех, кому не все равно и тех, кто интересуется по долгу службы, так сказать.

Кстати, касание Борматова такой тонкой материи, как агрессия бытовая переходит в бытовой национализм, можно признать удачным. Режиссер не попытался причесать эпизод, не пытался сделать его политкорректным. Он просто вывел его психологическую подоплеку.

Как не пригладил ничего в финале.

Уже раздались пожелания, издевательские и конструктивные, снять продолжение. Если не попасть в плен искушения срубить деньгу - то сделать это будет гораздо сложнее. Потому что дальше от режиссера потребуется отвечать на вопросы, которые он задал зрителю в картине. И главный из них даже не тот - «зачем вы деретесь?». А тот, немой, что не задан вслух, но читается в финале, когда покидающая зал суда толпа фанатов идет вдаль, словно отделяя себя от окружающей реальности - «а что дальше?»….

Подробнее на КиноПоиск.Ru

"Кинопоиск", футбол, фанаты, кино

Previous post Next post
Up