Как сеять знаний семена?....

Aug 02, 2013 15:07

Мой материал в июльском номере газеты "Алтайские закрома".

Высшая школа не в состоянии готовить нужных специалистов для АПК

А мы, друзья, хоть и в «Болонии»...

Принятие стандартов болонского процесса в российском образовании уже не осталось незамеченным. Преподаватели вузов почувствовали, что финансирование высшего образования меняется согласно капризам рынка, а не в соответствии со здравым смыслом.

Наиболее остро это почувствовали педагоги, занимающиеся подготовкой специалистов, скажем так, не широко профиля.

Скажем, на кафедре «Технология хранения и переработки зерна» Алтайского государственного технического университета в прежние годы занимались обучением обучением студентов по всем направлениям, вне зависимости от количества поступивших. Однако с принятием новых стандартов в 2011 году был введен т. н. «подушевой» принцип финансирования. И получилось так, что в нынешнем году сложилась непростая ситуация с подготовкой специалистов по направлению «Продукты питания из растительного сырья». Для нашего аграрного региона это направление не просто значительное - во многом оно определяет экономическую ситуацию.

Но необходимое для финансирования количество абитуриентов на это направление в этом году набрать не удалось. Не слишком интересно это молодому поколению, больше заинтригованному специальностями юристов, маркетологов и пр. Даром, что пиар-технологиями землю не вспахать и хлеб не выпечь.

В сложившихся условиях поступившим студентам предлагается проходить обучение по другим, смежным, направлениям. То есть, они продолжают грызть гранит науки, но немного по другому профилю. А вот преподаватели в таком случае лишаются лекционных часов и, разумеется, теряют в зарплате. В этих условиях руководство кафедры «Технология хранения и переработки зерна» обратилось к предприятиям зерновой отрасли с края с просьбой оказать материальное содействие для того, чтобы подготовка специалистов по необходимому профилю не прерывалась. В конце концов, предприятия нуждаются в специалистах и не исключено, что после окончания вуза их понимание обернется приходом квалифицированного сотрудника.

Кадры могут решить все. Но где из взять?...

Ситуация, в общем-то, ясна. Непонятно только, как собирается (и собирается ли вообще) заниматься этой проблемой государство - вроде бы главный выгодополучатель гармоничной работы системы АПК.

«Я не думаю, что такое положение будет сохраняться долго - сказал в беседе с нами зав. кафедрой «Технология хранения и переработки зерна» Виктор Лузев. - Потому что государство все равно задумается над сохранением необходимого числа специалистов по нашим направлениям и восполнением выбывающих кадров молодежью. Потому что к нам регулярно обращаются с предприятий с просьбой направить выпускника на работу. Так что, потребность в кадрах есть, значит, власть задумается над этим».

Кстати, помимо организации необходимых часов обучения и оплаты труда преподавателей кафедра нуждается любом лабораторном оборудовании, лабораторной посуде, персональных компьютерах.

Желание сохранить уровень преподавания, разнообразие специальностей со стороны руководства кафедры вполне объяснимо. Хотелось бы знать, хотят ли сохранить эти черты российской высшей школы те, кто усердно «реформирует» (точнее сказать, деформирует) систему подготовки кадров в вузах? Не пора ли трезво оценить результаты (к счастью, пока не убийственные) вхождения в Болонский процесс и, как говорится, свернуть лавочку? Пока не поздно. Иначе, спустя несколько лет даже такие отчаянные жесты, как обращения к потенциальным работодателям, не будут иметь смысла.

образование

Previous post Next post
Up