Левый поворот или «Золотая заря?»

Nov 16, 2012 10:54


Последний марксистский кружок (а он состоялся 7 ноября с.г.) выдался не просто познавательным и полезным, но также увлекательным. Кружковцы получили возможность пообщаться с сотрудником Института проблем глобализации и социальных движений Василием Колташовым.



Его материалы можно легко найти в интернете, они отличаются точностью формулировок, нетривиальностью оценок и здоровым скепсисом. Василий Георгиевич уже несколько лет живет в Греции, и может наблюдать драматичные процессы в этой стране (как и в целом в Европе) наблюдать, что называется, изнутри. Общение с ним у барнаульских кружковцев проходило по скайпу.

Порадовало, что Василий родом из Новосибирска - почти земляк. В общем, может окинуть здоровым и суровым сибирским взором тот бардак, что происходит в различных странах.

Понятное дело, большинство времени говорили о ситуации в Греции, в которой народ в последнее время часто негодует по поводу экономической политики властей. В которой меняются правительства, возникают перспективы образования самых разных, на первый взгляд парадоксальных, политических альянсов.

Одним из ключевых вопросов, затронутых в ходе общения, стали некоторые особенности греческой жизни в рамках Евросоюза. Дело в том, что в представлении многих обывателей, и не только их (многие называющиеся себя левыми) существует устойчивый стереотип. Мол, греки долгое время неплохо жили сидя на шее богатых европейских стран. Им позволили сесть им на шею и ножки свесить. И они проводили рабочее время в кафе, без забот и хлопот. Но вот грянувшие трудности вернул их с райских кущ безделья на грешную землю кризиса, и возопили они от отчаяния и ужаса. В общем, с подачи Валерии Ильиничны Новодворской эту песенку распевают как либералы, так и и леваки, не говоря уже про аполитичную публику.

На самом деле, все гораздо печальней и сложнее. Я лично, кстати, никогда так не думал. А вдумчиво ознакомившись с ситуацией в Греции, еще раз убедился, что слухи о бездельниках с Эллады, мягко говоря, сильно преувеличены. И Василий Колташов подтвердил мои выводы. Дело в том, что начальники Евросоюза, выстраивая здание этой новой империи, каждой «провинции» отвели свое место. Кому-то суждено было стать мастерской объединения, кому-то - плантацией, кому-то - банковской копилкой, кому-то - «бумагорезкой» и пр. Греции отвели роль европейского курорта и музея. Благо, климат в стране благоприятный для этого, а исторических достопримечательностей более чем достаточно. И вся эта возводимая конструкция должна была работать как предельно четкий механизм, без отклонений. А чтобы исключить вероятность таких отклонений, все «непрофильные» отрасли в государствах были изъяты. В случае с Грецией это обернулось уничтожением промышленных, перерабатывающих предприятий, инновационных структур и сельскохозяйственных ферм. Не всех, конечно, но то, что успели - угробили наверняка. «Ваше дело - принимать туристов, обслуживать их - высокомерно заявили евросоюзовские начальники грекам. - Блэкджек, шлюхи, официанты, певцы в кабаках и на улицах, чистильщики обуви, уборщики и тому подобные профессионалы, обеспечивающие уют и комфорт сытым бюргерам, барыгам и чиновникам из крутой Европой. А наука, высокие технологии, производство - вам на хрен не нужны!»

И вся схема начинала худо-бедно функционировать. Пока не грянул кризис. «Пардон, не срослось» - сказали вежливые европейцы и приостановили инвестиции и кредиты. Упали доходы от туризма, ибо когда в карманах ветерок - к историческим достопримечательностям и на курорты не слишком тянет. Короче, греки, что называется, сели на мель.

В условиях снижения бюджетных поступлений нужно было решить главную задачу. Найти крайнего, который и будет оплачивать издержки кризисного периода. При капитализме такой проблемой обычно долго не заморачиваются. Крайний обычно рядовой гражданин. Господин народ. Так что, греческие власти определили, что банки - главные пострадавшие от кризиса, а взыскивать средства будут с народа путем введения новых налогов. Виновность собственно банков в кризисе под сомнение не ставилась.

Так в Греции появились (и продолжают появляться) дополнительные налоги. Дело дошло до того, что был введен налог на безработицу. Выглядит это примерно так. Приходит безработный в соответствующую его положению службу, а ему говорят, что раз он такой лох, то с него будет взыскан налог. На возражения следует железный ответ: надо было предупредить о потере работы за год до события. Отмазки типа «не знал, что так случится», «закона тогда еще о таком налоге не было» - не пройдут. На это есть замечательные слова из советского мультика: «вы должны были надеяться!»

Как в этих условиях греки выживают, когда налоги растут, перспектив (на радужных, ни вообще каких-либо) никто не сулит, работу найти днем с огнем сложно. Земельные участки для прокорма - не панацея. Во-первых, на покупку земли нужны деньги, которых нет. Во-вторых, свободные участки часто расположены вдали от дома, и добраться до них можно только на автомобиле. Но это сомнительный вариант: бензин дорог, и пропитание с участка чревато потерей даже мизерных средств к существованию.

Обо всем этом, и многом другом, и рассказал Василий Колташев. Он также отметил, что в этих условиях политические очки в Греции активно зарабатывают крайне левые и крайние националисты. Компартия Греции имеет неплохие политические шансы, но разумной программы выхода из кризиса она тоже предложить не может. В общем, Эллада погрузилась в режим ожидания, когда все боятся будущего, но сделать что-либо для его улучшения боятся еще больше.

Мир на пороге стихийных потрясений. И пример Греции это показывает. Как показывает и то, что выхода из этих потрясений может быть два: путь прогрессивный - о чем говорят успехи левых; и путь регрессивный - о чем говорят успехи радикальных националистов, «Золотой зари». Первый путь - социализм, второй - новое средневековье (далеко не блистательное, как это было несколько веков назад).

Еще ничего не решено. И левый поворот далеко не гарантирован.

борьба, Колташов, Греция, Европа

Previous post Next post
Up