Почему произошел Октябрь 17-го?

Nov 09, 2009 08:47

Сегодня я решил изменить своему правилу не выкладывать в ЖЖ материалы, написанные для печатных СМИ до их появления в бумажном варианте. Потому что текст этот актуален сейчас, по горячим следам праздника 7 ноября. А эта публикация выйдет в свет в ноябрьском номере журнальчика "Алтайские закрома". Конечно, в нее не вошло многое из того, что планировалось, но в дальнейшем я постараюсь осветить множество аспектов заявленной темы.

Почему это случилось?

Октябрь 1917-го был подготовлен тогдашней российской властью

Несмотря на то, что день 7 ноября уже который год не «красный день календаря», многих наших граждан не покидает ощущение того, что дата эта праздничная. Так думают очень многие, даже те, кто не выходит в этот день площадь с красными бантами и флагами.
Можно рассуждать о многом, но сейчас можно попытаться ответить на вопрос: почему 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года случилось то, что случилось?
Начнем, пожалуй, с обвинений сторонников монархии, которые утверждают, что, мол, «банда Ленина» устроила кровавый переворот, свергнув законную власть в лице императора. В том, что этот миф гуляет и жив до сих пор, огромная вина советской исторической науки. Дело в том, что в тот период историкам было важно приписать все заслуги - и в крушении прежнего строя, и в создании нового - одной политической силе. То есть, большевикам. Между тем, к началу 1917 года они представляли собой не слишком влиятельную, даже маргинальную, группу, руководство которой находилось в эмиграции. Тот же Ленин вернулся в Россию только весной 1917-го. А основную работу по свержению императора Николая II выполнили либералы (кадеты), центристы (октябристы), а также правые (эсеры). Более того, отречению царя от власти немало способствовали даже известные монархисты (Шульгин). Все эти силы составляли подавляющее большинство в Государственной думе и обладали реальными рычагами и ресурсами влияния на политическую ситуацию в стране.
После свержения монарха победители продемонстрировали полную неспособность управлять страной. Россия тогда трещала по швам территориально - на Украине проводил свою линию на «самостийность» председатель Центральной Рады Грушевский. Поэт Александр Блок записал 12 июля 1917 года в своем дневнике: «Отделение Финляндии и Украины сегодня вдруг испугало меня. Я начинаю бояться за «Великую Россию». В сентябре начал отделяться Северный Кавказ, где возникло «Объединенное правительство Юго-восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». Сепаратизм стремительно развивался во всех регионах еще недавно единого государства.
Несмотря на распад страны и начавшийся экономический хаос, Временное правительство заявляет о решимости «вести войну до победного конца», стремясь выполнить обязательства перед странами Антанты (к слову сказать, немало поспособствовавшими его приходу к власти).
Что касается ситуации в армии, то обвинения большевиков в ее разложении, как минимум, лукавы. Эти утверждения, как и обвинения в получении т.н. «немецких денег», широко тиражировались еще Временным правительством, старавшимся свалить на партию Ленина провал собственной политики. 16 июля 1917 года, выступая в присутствии Керенского (тогда уже премьера) он не без дерзости заявил: «Когда повторяют, что причиной развала армии послужили большевики, я протестую. Это неверно. Армию развалили другие...Развалило армию военное законодательство последних месяцев. Военными законодателями в ту пору были сам Керенский и председатель Петроградского ЦИКа (в котором большевики тогда не играли большой роли) известный адвокат Н.Соколов. Именно Соколов стал автором пресловутого «Приказа №1», гласившего, в частности: «немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов... Всякого рода оружие... должно находиться в распоряжении... комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам... Солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане...» А уж политическую агитацию в армии вели все - и кадеты, и эсеры, и, конечно, большевики. Хотя масштабы их пропагандистской работы были явно меньше, чем у оппонентов, но обвинений доставалось им несравненно больше.
В октябре 1917-го ситуация приближалась к критической. Страна была истощена, народ изможден и продолжать войну с непонятными целями категорически не хотел. Власть в тот момент, по многочисленным свидетельствам, просто «валялась на дороге». Когда 18 октября в газете «Новая жизнь» члены руководства большевистской партии Каменев и Зиновьев написали, что не согласны с курсом Ленина на вооруженное восстание, во Временном правительстве не отнеслись к этому слишком серьезно. Но через неделю, в ночь с 25 на 26 октября случилось то, что потом было названо Октябрьской революцией. События последующих дней и лет - это тема для
отдельного разговора.

7 ноября, революция, Великий Октябрь

Previous post Next post
Up