Продолжение отрывков из сериала о «Евровидении»
Глава 64
Девятый смотр европейской песни состоялся 21 марта в Копенгагене. Трубачи из военного оркестра оглашали бравурным маршем открытия пространство концертного зала «Тиволь». Кстати, видеозапись этого музыкального форума сгорела во время во время пожара в датском телецентре в 70-х годах. Сохранились только фрагменты открытия, финальных выступлений, а также радиотрансляция.
Ведущей финального шоу была 22-летняя Лотта Вевер - белокурая бестия, первая женщина-диктор на датском телевидении. Вообще, в тот вечер на сцену выходило немало светловолосых персон - как женского, так и мужского пола. Чаще всего блондинистыми были хладнокровные скандинавы. Правда, такая солидарность никак не способствовала успешным выступлениям их поющим голосам. Выходит, дома не всегда родные стены помогают.
Кстати, не все скандинавские страны снарядили своих посланцев на родину сказочника Андерсена. Шведские артисты объявили забастовку, ибо преимущества их национального социализма, которыми бряцали советские перестроечные деятели, в ту пору еще не проявили себя. Правда, даже после отказа шведов количество исполнителей все равно достигло 16-ти, так как португальцы тоже решили влиться в это музыкально-политическое представление.
Первым на сцену вышел представитель Люксембурга Юг Офрэ - французский исполнитель испанского происхождения. Малые страны продолжали практику аренды певцов у близких по языку народов. Такой своеобразные европейский космополитизм. Выступил Офрэ прилично, заняв, пусть и не призовое, но почетное 4 место.
Заптянувшая после Офрэ заунывную песню представительница Нидерландов Аннеке Грёнлох выступила в развитие космополитического направления, поскольку обладала индонезийским происхождением. Что было объяснимо зависимостью этой страны до 1942 года от голландской короны. Более того, в Индонезии певица была настоящим поп-идолом. Аннеке заняла на этом «Евровидении» 10 место, а после конкурса продолжила международную карьеру. В 2000 году в Нидерландах ее называли «Легендой века». Он ударялась в феминизм, затворничество, ее подозревали в алкоголизме, психической неуравновешенности, но статус голландской суперзвезды за нею закрепился весьма прочно.
Норвежец Арне Бендиксен чем-то напомнил прибалтийских актеров советского периода, игравших бравых нацистских офицеров. Правда, песня этого подтянутого блондина под названием «Спираль» была вполне безобидной и даже банальной. Видимо, так и должен был звучать номер «отца норвежской поп-музыки». В его жизни было немало ярких моментов, о которых стоит рассказать подробней. Например, совместная работа с джазовой легендой Диззи Гиллеспи. В Копенгагене же Бендиксен остался в середине топа - на 8 месте.
Другой скандинав - датчанин Бьорн Тимбенд, тоже блондин, занял следующую, 9-ю строчку евроконкурса со столь же безобидной и банальной вещицей под названием «Песня о тебе». Подозреваю, многие приехавшие из континентальной Европы начали позевывать. «Скандинавы решили уморить нас от скуки» - такие мысли вполне могли витать в зрительной зале.
И финн Лассе Мартенсон эту тенденцию продолжил. Его песня и вовсе называлась «Отдыхая» (альтернативный перевод «Холостой ход», что очень символично). Он словно предлагал отдохнуть от однообразных песнопений - или прикорнув на сиденье, или неслышно удалившись в буфет.
Австрийский поп-бард Удо Юргенс обладал русскими корнями (его родом из дореволюционной России, а отец родился в Москве), что двойственно отразилось на его облике. Казалось, будто этот педантичный с виду юноша днем старательно внимает лекциям седовласых профессоров, а ночью в подполе мастерит бомбы для подрыва общественных устоев. Интересно, что и дальнейшее его творчество было таким же двойственным: нудные, скроенные по классическим образцам песни, соседствовали с двусмысленными шлягерами.
Великобританию представлял Мэтт Монро по прозвищу «поющий водитель». Этот многообещающий, но так и не сумевший реализовать себя исполнитель, исполнил неплохую балладу «Я люблю мелочи» и занял 2 место. Но большего в своей карьере он достичь не смог, не найдя общего языка с заправилами шоу-бизнеса.
Представлявшая ФРГ Нора Нова хотя и пела по-немецки, но в ее вокале ощущались славянские нотки. Казалось, что вот-вот, и мы услышим родные русские слова. И самое поразительное, что эти корни у нее имелись. Нора Нова имела болгарские корни, а ее настоящее имя Ахинора Куманова. Она перебралась в Западную Германию в 1959 году после того, как болгарские власти не дали добро на ее брак с гражданином ФРГ. Больших лавров на поп-сцене она не снискала. А на «Евровидении-64» поделила 13-16 место, получив 0 (ноль) голосов. В 1989 году вернулась в Болгарию, где стала одной из основательниц монархической партии, ратующей за восстановление на троне короля Симеона.
Вместе с ней в четверку неудачников попал португалец Антонио Кальвариу, родившийся в Мозамбике. Его «Молитва» тоже не затронула зрительских сердец.
Уехал из Копенгагена с «баранкой» (ноль баллов) и югославский певец, босниец Сабахудин Курт. Эта неудача пагубно сказалась на его карьере. Обладая неплохими возможностями, он так и не превратился в «звезду». Зато успешно сотрудничал с изветсным певцом Здравко Чоличем. Кстати, сейчас, наверстать упущенное за него пытается сын - певец Алмир Курт.
После выступления также вошедшей в «нулевой квартет» швейцарской певицы Аниты Траверси на сцену вдруг выбежал мужчина в очках и с плакатом «Бойкот Франко и Салазару». Как выяснилось, мужик протестовал против участия в конкурсе представителей Испании и Португалии, где правили эти диктаторы. Этот явно ожививший действо эпизод продолжался менее минуты. Охрана скрутила отчаянного типа.
Кстати, испанское трио «Тим, Нелли и Тони» ничем не выдавало своей национальной идентичности. Стандартная евромелодия того периода, ничем не примечательная. Ни тени фламенко и 12 место всего лишь. Хотя в 60-е годы это трио временами жарило добротный рок, который устроители девятого «Евровидения» предпочли в упор не заметить.
А с победителем в этом году у жюри и зрителей проблем не было. 17-летняя итальянка Джильола Чинкуетти проникновенно исполнив песню «Я еще маленькая» пленила публику. До этого она столь же триумфально выступила на итальянском поп-фестивале в Кастрокаро и Сан-Ремо. Джильола получила более 60% голосов! Результат, ставший рекордом. Чинкуетти не подкачала и с поведением на сцене. Она умело разыгрывала смущение и детскую непосредственность. В общем, души и сердца были покорены вчистую. И эта блестящая победа с лихвой оправдала общую бесцветность конкурса в этом году. Не дала блондинам одолеть его своим занудством. И тем самым спасла копенгагенский «парад нордов».
Главная блондинка девятого "Евровидения" - ведущая Лотта Вевер.