На столичных митингах перед началом крик-шоу врубали песню Цоя «Мы ждем перемен». В Барнауле такого не припомню. Хотя какая-то музычка из колонок наверняка звучала. Но перемены здесь тоже назрели, и в том, что они будут - сомневаться трудно.
Кое-кто из моих коллег уже начал к ним готовиться. Скажем, Дмитрий Негреев на сайте «Политсиб.ру» опубликовал поздравление с намеком в адрес бывшего первого вице-губернатора края, возглавляющего сегодня компанию «Промстройкорпорация» Николая Чертова (
http://www.politsib.ru/analytics/?id=55503#.T0ydjuUZlaE).
Амбиции Николая Александровича не новы. В 2004 году, когда стало известно, что в губернаторских выборах на Алтае примет участие Михаил Евдокимов, Чертов уже тогда попытался серьезно сыграть в свою игру. Его дружеские отношения с артистом не были тайной за семью печатями. В то же время он был одним из немногих, кто оценил опасность со стороны Михаила Сергеевича для правящей тусовки Алтая. И он попытался извлечь из этого политические дивиденды, стремясь убедить региональную верхушку в предпочтительности своей кандидатуры перед тогдашним руководителем края Александром Суриковым.
Затем, когда шатался «трон» уже под Евдокимовым, бизнес-сообщество региона лоббировала перед столичными чиновниками кандидатуру Николая Александровича на руководящий пост. Однако после августа 2005-го в Кремле решили по-своему. Группировка помощника президента России Виктора Иванова сумела переиграть всех, и главой исполнительной власти стал ее ставленник, мало кому известный чиновник администрации президента Александр Карлин.
Теперь ситуация иная. Ясно, что правящая элита страны стремится сохранить прежний порядок фактического назначения глав регионов. Но в условиях нарастающего кризиса сделать это не представляется возможным. И поэтому будут маневры с частичным возвращением выборности. Насколько эта выборность сохранится - вопрос. И различные группировки уже готовятся к борьбе. Поэтому мелькание в медиа-пространстве (а эта публикация была продублирована сайтом «Банкфакс») фигуры Чертова далеко не случайно, тем более, что его смычка с владельцем «Политсиб.ру» и держателем «контрольного пакета» того же «Банкфакса» олигархом Анатолием Банных имеет давнюю историю.
Другое дело, что у Чертова как потенциального преемника нынешнего губернатора возникнут серьезные проблемы на пути к желанному креслу. Во-первых, за это время во властных коридорах сформировалось несколько группировок, не желающих «воцарения» Чертова. Одна из них, кстати, дала о себе знать в период «неустойчивости» у Евдокимова утверждениями (в виде публикаций в СМИ) о возможной причастности Николая Александровича к различным нехорошим делам. Во-вторых, один из союзников Банных «наверху» - Владислав Сурков - сегодня утратил былое влияние, и не факт, что после возвращения Путина в Кремль он его восстановит.
И, наконец, самое главное. Надеяться на то, что «Алтай - тихое болото», и политическая борьба здесь будет происходить по прежним правилам еще долгие годы, по меньшей мере наивно. Политическая система медленно, но верно приходит в движение. Уже подросло новое поколение общественных деятелей, предпринимателей, стремящихся взять себе большой кусок власти и влияния, и они также постараются использовать свой шанс. Политическая система переживет серьезные тектонические сдвиги - как во всей России, так и регионах. И вряд ли Алтай станет исключением.
Один из сигналов серьезности перемен - так называемое «движение декабристов». Сами «декабристы», впрочем, несмотря на свою «незасвеченность» в политике, пока остаются в орбите влияния вполне конкретной силы. Но это, скорее, в силу неопытности. Не факт, что завтра они не захотят обрести куда большую самостоятельность и не выйдут на «вольную дорогу», взяв к себе в союзники других амбициозных фигур.
Не стоит также забывать о группировках, сформировавшихся внутри действующих политических структур и давно втихаря ведущих собственные игры (КПРФ, «Единая Россия», «Справедливая Россия»). Помимо явно ангажированных лиц, там немало тех, кто желает изменить конфигурацию и либо поменять орбиту влияния, либо создать свою собственную.
Другой серьезный фактор - грядущая трансформация «Единой России». В том, что она предстоит - вряд ли кто-нибудь сомневается. И втиснутые в эту партию группировки, дадут волю накопившейся за годы внутрипартийного заточения неприязни, и это выведет на волю новых политических игроков.
И даже многие из тех, кто сейчас входит в сейчас в транспартийные неформальные структуры, чувствуют, что им вполне по силам «сольные партии».
Наконец, не нужно забывать, что радикальные перемены (а у меня нет сомнений, что грядущие перемены будут таковыми) рождают новых, ранее неизвестных деятелей. Которые подчас приходят «с улицы». Ясное дело, действующие игроки попытаются минимизировать влияние новых фигур, но масштаб изменений будет таков, что вряд ли такие попытки станут успешными.
В общем, начинается время перекройки политической (и не только политической) карты. И лучшие позиции завоюет тот, кто окажется восприимчив к переменам, и сможет правильно оценить их характер.
Так что, будьте готовы! Не стоит слишком уж внимать отличной песне Цоя и пассивно ждать перемен. На новом этапе истории пассивное ожидание может оказаться чреватым последующим небытием.