Под занавес 2020 года Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса признала картину «Дылда» российского режиссёра Кантемира Балагова лучшим фильмом года на иностранном языке. Это решение зарубежных киноведов вызвало неоднозначную реакцию в самой России, где автора ленты упрекают в использовании штампов, закрепившихся в отечественном военном кино в постсоветский период. В то же время российские кинокритики отмечают, что в последние годы у нас появились фильмы о войне, которые можно смотреть. Каким же был для российского «фронтового» кино год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и есть ли у него шанс достичь уровня лучших кинолент советской эпохи?
По фестивальным стандартам и вне их
Помимо признания престижной ассоциации, «Дылда» заняла второе место в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Бывший президент США Барак Обама тоже назвал «Дылду» одним из своих любимых фильмов, увиденных в 2020 году. В списки лучших картин года работу Балагова включили издания The New York Times и Rolling Stone.
Фильм рассказывает о двух женщинах-фронтовичках, возвращающихся в родной Ленинград в 1946 году и пытающихся начать новую жизнь. Лента уже отмечена на некоторых международных кинофестивалях: в программе «Особый взгляд» 72-го Каннского кинофестиваля она была удостоена приза за лучшую режиссуру, как было отмечено жюри, «за невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной драме».
Российские зрители не испытывали такого восторга после просмотра работы Балагова. В рецензиях на «Кинопоиске» режиссёра упрекают в отсутствии понимания психологии времени, неоправданном использовании приёмов артхаусного кино при попытке раскрыть тему послевоенных лет. Кинокритики же объясняют успех «Дылды» тем, что фильм полностью соответствует недавно обнародованным стандартам «Оскара» (присутствием в ней темы лесбийской любви) и одновременно стандартам антироссийским (неправдоподобной демонстрацией бесчеловечности фронтовичек и отсутствием мотивации такой демонстрации).
Полностью текст тут:
https://octagon.media/istorii/_pobedy_voennogo_kino_ot_ivanova_detstva_k_dylde_.html