Что стоит за арестом Николая Платошкина?

Jun 05, 2020 18:24


Задержание и последующее заключение под домашний арест ученого, публициста и лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина почему-то упорно наталкивает на мысли о погружающейся в неуправляемый распад системе управления и принятия решений в Кремле.

Любопытно, что этот скандал произошел вскоре после объявления даты голосования по крайне мутным поправкам в конституцию страны. Платошкин, следует напомнить, выступил против поправок и приводил в своих выступлениях довольно убедительные доводы против властной инициативы. Впрочем, я не о силе аргументов говорю.



В сети много и давно заявляли о том, что Платошкин - это, мол, кремлевский проект. Который призван не то оттянуть голоса у КПРФ, не то привести оппозиционно настроенную часть граждан (но не голосующую за партию Зюганова) туда, куда выгодно пресловутой «руке Кремля». Вскоре после ареста Платошкина мой товарищ, философ и публицист Андрей Песоцкий, отвечая на эти гулящие слухи, написал: «На самом деле условный «Кремль» не является единым органом. Бывает, что на Старой площади одни планы, а на Лубянке другие. Администрация президента, Центр Э, СК, прокуратура не всегда выступают как централизованный спрут, между ними бывают и расхождения. Возможно, Николай Николаевич на каком-то этапе увлёкся и решил действовать более независимо, играть всерьёз и потерял «защитный купол», который ему ставили на ранних этапах». Полностью согласен, добавлю, что и на Старой площади, Лубянке, в Администрации президента и других властных структурах действует немало представителей самых разных группировок,, связанных с бизнес-группами. И у них могут самые разные интересы. То есть, даже в Администрации президента могут прямо противоположные интересы.

Кроме того, вообще не бывает никаких безусловных «проектов Кремля». Кураторы знаковой фигуры могут вести подопечного через посредника. История взлета и падения публициста Николая Старикова - тому пример. Когда в его партии разразился скандал, после которого звезда партии Николая Викторовича стала закатываться, в нашумевших видео появились фигуры, которые были реальными начальниками партии - друзья Старикова. Они многое (хотя и не все) рассказали о происходившем в организации.

Возвращаясь к Платошкину, ясно, что на ведущих федеральных каналах он появился не без одобрения людей из Администрации президента. Которые, возможно, видели в деятельности Платошкина некую пользу - оттягивание внимания от КПРФ и даже противостояние ей в виртуальном пространстве. Однако вряд ли какие-то инструкции раздавались напрямую Николаю Николаевичу. Так почти никогда не бывает, набор инструментов у кураторов достаточно подробно описан в интервью и воспоминаниях действующих и отставных политиков.

Можно предположить, что кураторы приветствовали и критику Платошкиным КПРФ, и даже его умеренную критику политики Путина. Но времена меняются. Коронавирусный период перепахал не только политику, но и политические правила, в том числе негласные. Обнулил, извиняюсь за выражение, некоторые соглашения, а также обострил борьбу между властными группировками. Это обострение связано со значительным сокращением «кормовой базы».

В период такого ужесточения противостояния группировок и кланов далеко не сразу удары наносятся по «верхним слоям» противника. Сначала могут «пощипать» их клиентелу по разным направлениям. И не исключено, что проблемы у Платошкина вызваны именно этим.



Есть вероятность того, что Платошкина попытались мирно «урезонить» накануне голосования, когда поддержка властных инициатив по конституции стала крайне зыбкой. Ролики Платошкина в интернете против предложенных поправок набирают приличное количество просмотров и, безусловно, нервируют власть. Возможно, попытки «урезонить» результата не принесли и была дана отмашка на использование варианта пожестче. Может быть, кураторы испугались, что Николай Николаевич может начать игру не по установленным правилам? Ведь в политике немало примеров, когда подопечные выходили из-под контроля опекунов (или пробовали это сделать) и пытались начать свою игру. К чему это приводило - тема отдельная, но в условиях тающей стабильности неконтролируемая активность Платошкина кремлевские группировки явно нервировала.

Некоторые интернет-комментаторы намекают, что задержанием, обыском и домашним арестом Платошкина власть якобы играет на раскрутку его фигуры как мощного оппозиционного деятеля. Ага, играет. Подобные обвинения лишают Платошкина участия в выборных кампаниях, ограничивают его участие в публичных мероприятиях и вообще закрывают к выступлениям по ТВ, на радио и в сети, потому что вряд ли руководство медийных структур и их владельцы захотят иметь неприятности перед своими кураторами. Впрочем, эти правила хорошо известны и нарушать их никто в медийной среде не пожелает.

Вряд ли справедлива версия, что Платошкина «сдал» Зюганов, увидев в бывшем дипломате конкурента. Все-таки разные весовые категории. К тому же Платошкин был для КПРФ своего рода «чистильщиком», больше собиравший разочаровавшуюся в компартии публику и с которым коммунисты могли в некоторый момент заключить некие соглашения. Только давайте не будем твердить о стопроцентной управляемости КПРФ. Политика сегодня - это не каменные палаты, в стенах которых заключаются железобетонные соглашения, это поляна, где с ухмылками ударяют по рукам, а в удобный момент могут запросто «кинуть» партнера. А сегодня, когда политическая ситуация накаляется, система управления и принятия решений заметно шатается, такое кидалово крайне вероятно. Но более детально, кто и кого мог кинуть в деле с арестом Николая Платошкина, стоит узнать из следующих серий этого политического мини-сериала.

Платошкин, репрессии

Previous post Next post
Up