Рецензия на фильм Куросавы «Под стук трамвайных колес» (1970)
Фильм явно не задался, несмотря на мастерство актеров, операторскую работу и даже нетривиальный замысел. Это такой набор «черных» кинокомиксов, отдельные сюжеты которых не складываются в единую сюжетную линию. Картинки из жизни обитателей трущоб, расположенных на свалке. Разные судьбы, единое беспросветное будущее. Несмотря на довольно яркое, с отлично подобранными экранными типажами обитателей трущоб, буквально с самого начала сквозит пессимизм. Куросава так и не стал «киношным Горьким», который взглянул на обитателей городского «дна» совсем по-другому.
В фильме Куросавы жители свалки нередко любуются своей жизнью «ниже плинтуса», умудряются романтизировать ее, а если потребуется - яростно атакуют тех, кто пытается разрушить их гнилой мирок - так, изнасилованная отчимом девушка ударяет ножом разносчика еды, пытавшегося помочь ей, подкормить ее. Добро здесь наказуемо, уверяет Куросава.
Пришибленный жизнью и превратившийся в накрепко асоциального типа отец отказывается принять помощь для своего отравившегося рыбой (по его вине, между прочим) сына. В его облике то и дело сквозить нелюдь - здесь стоит отметить мощную работу оператора, нашедшего ракурс показа опустившегося персонажа и сумевшего подкрепить свои находки игрой теней.
В картине особое место занимают женские образы. Среди них трудно найти положительный. Куросава словно говорит - «дно» опускает превращает прекрасный пол в «антипрекрасный», вытаскивая из женщины наружу всех ранее дремавших ранее демонов. Женщины в фильме - блудницы, развратницы, неустанные до неистовства сплетницы, грубиянки, дуры. Даже покорное молчание некоторых героинь раздражает. Эта мысль режиссера ясна, но он только стремится застолбить факт и не сделав над собой усилия понять причину этого и вынести свою версию сей причины на широкую публику. Это придало бы фильму некий философский смысл, дало бы возможность подвести хотя бы пунктирную черту. Но для этого нужно было умение найти для отражения восприятия «людей дна» высокохудожественные краски, как умел это делать тот же Горький. Но, как написано выше, Куросава - не Горький. Да он и сам, видно, понял это после выхода картины на экран. И после провала фильма, как известно, он пытался покончить с собой. Впрочем, славы самурая, окончившего жизненный путь через харакири, ему тоже испытать было не суждено.
Оригинал тут
https://www.kinopoisk.ru/user/16990249/comment/2917750/