Родители и дети. Поток любви. Часть 2

Dec 05, 2016 23:49


Начало здесь.

Не смотря на многочисленные статьи, вебинары, обучающие программы, терапевтические группы... из поколения в поколение родители разыгрывают одни и те же сценарии по отношению к своим детям. Пространство родительства, в том числе если мы говорим о родителях думающих, образованных, наполнено разными, порой очень сильными чувствами, которые лишают шанса установить со своими детьми чистую связь, наполняющую обе стороны.

Нас, родителей кидает от раздражения к чувству вины, от усталости до безграничной нежности, от потери себя до встречи со смыслом жизни в глазах своих детей. Испытывать всю эту палитру переживаний считается нормой жизни, считается естесственным ходом вещей. Мы, психологи, поддерживаем этот нескончаемый поток чувств и учим его выражать по отношению к детям максимально не травматично. Чувства от этого мало меняются, к сожалению. От осознания немного снижается их градус, но они продолжают возникать в душе. А с ростом детей приходят новые переживания, и к подростковому возрасту наступает самая песня:)

Кажется, сама идея того, что основное отношение к детям может быть ровным и спокойным вызывает скепсис и недоверие. А уж идея, что родитель может быть всегда в ресурсе по отношению к своим детям... из области фантастики:)

Тем не менее, немного подробностей об этой альтернативной реальности.

Для меня мудрость и глубина детско-родительских отношений заключена в словах "вырасти и отпусти".

Именно так звучит здоровое отношение к детям.
Как его описать?
Так же сложно, как описать само здоровье... Получается разве что "когда нет болезней". В здоровом состоянии мы не обращаем никакого специального внимания на свое тело. Все, что мы делаем по отношению к нему - удовлетворяем его потребности. Захотелось пить - попили, захотелось спать - поспали. Светлые идеи о том, сколько и когда надо пить, во сколько нужно ложиться спать - это уже не вопрос нашей телесности. Это вопрос нашей интеллектуальности, которая тратит свой потенциал в попытке придавать смысл тому, что в нем не нуждается.

Так и с детьми.
Зрелый родитель понимает, что ребенок - это неизвестный ему человек, и изучает его.
Он видит физические и чувствует эмоциональные потребности ребенка и удовлетворяет их.
У него всегда, или почти всегда есть ресурс для своего ребенка, ведь родитель большой и сильный, а ребенок маленький и беспомощный. Поэтому ребенок всегда может на него опереться и найти поддержку.
Он бережно, творчески создает для ребенка границы роста и развития, объясняет ему, как устроен мир и его правила игры.

Я понимаю, что это мифический образ. Тем не менее к нему более чем можно приблизиться.
Что в этом приближении важно понимать?
Концентрированное чувство к ребенку - любое, начиная с желания потискать "аж съела бы", заканчивая гневом и агрессией - искажает поток любви и лишает родителей адекватности. Истинные потребности ребенка остаются неудовлетворенными, происходит нарушение процесса естественного развития психики, а вместо этого развиваются различные системы компенсации, чтобы выжить в условиях, когда ты не можешь быть собой.

Также важно знать, что чувства бывают разными. Наши чувства - те, которые возникают и проходят быстро, их связь с событием очевидна. Детки нам дают хороший пример чистых чувств: расстроился - поплакал - поскакал дальше радостный:) Когда же сила чувств не адекватна событиям (невинная ситуация выводит из себя), или они присутствуют фоном, длительное время (чувство тяжести, тревоги при внешнем благополучии), это признак системного чувства. Это значит, что в вашем роду это чувство не могло быть прожито, и досталось на допроживание вам. Такие чувства нужно исцелять специальными глубинными техниками.

В любом случае, любое изменение начинается с принятия и признания своего процесса, каким бы он ни был болезненным. Это уже большое движение вперед.

дети-родители

Previous post Next post
Up