Работа с голосом для женщины

Jul 31, 2012 02:00

Готовясь к вебинару, случайно обнаружила свою статью, написанную в 2009 году для сборника "Седьмая волна психологии". Прочитала - вполне прилично, хоть длинно и наукообразно:) И вы почитайте, если интересно:)


В настоящее время вопрос о месте и функциях женщины в обществе, о структуре ее жизни, о приоритетах и целях, о том, каков должен быть ее жизненный путь, многих ставит в тупик. Ставит, прежде всего, самих женщин. На терапевтических группах, на тренингах психологи то и дело помогают участницам решать самые разнообразные задачи, связанные с различными аспектами существования женщины в современном мире. Именно женщины составляют основную массу нуждающихся в психологическом консультировании и поддержке. Причины такого кризиса женщины многогранны и имеют глубокие исторические корни, но не дают ответа на вышеобозначенный вопрос. Общество, которое мы имеем сейчас, значительно отличается от ранее существовавших, поэтому живущим в настоящее время женщинам приходится находить новые формы адаптации и реализации буквально «здесь и сейчас».

Одна из основных особенностей современного западного общества, существенно затрудняющих реализацию и развитие женщины - его маскулинная идеология. Социально одобряемый путь, по которому предлагается двигаться мужчине, относительно понятен и здесь не произошло столь кардинальных перемен, какие произошли в женском пути. А перемены эти связаны с тем, что современная женщина, часто бессознательно, стремится на своем пути развития повторить мужской путь, достигать мужских целей, пользоваться для их достижения мужскими стратегиями - она обладает мощным интеллектом, у нее блистательная карьера, она независима. Тем не менее, многочисленный опыт доказывает, что такой путь не ведет к тому самому женскому счастью, о котором мечтает каждая жительница земли. Поэтому в данной статье меня будет интересовать тот пласт вопросов, который связан с утратой современной женщиной чувствительности к первозданному и исконно женскому в себе - способности творить нужное пространство в жизни для себя и близких людей, наделять любые отношения глубиной и содержанием, тонко чувствовать цикличность природы и ее связь с циклами в своем теле, создавать свою жизнь как радостный танец, искрящийся яркими красками.

К сожалению, традиционная психологическая теория практически не упоминает об этих аспектах яркого внутреннего мира каждой женщины.

Отдельные психотерапевты, шаманы, и прочие целители человеческих душ открывают для себя и своих клиенток мир первозданного и сакрального, но чаще всего этот опыт остается внутренним или распространяется через определенные практики в кругу этих же клиенток. Описать эти сокровенные уголки женской души решились единицы. В 70-е годы XX века Бетти Фридан опубликовала "Загадку женственности", где «подчеркнула опустошенность и неудовлетворенность целого поколения женщин, которые жили исключительно для других людей и чужой жизнью. Фридан определила источник этого отсутствия счастья как проблему самоопределения, корень которой - в остановке развития. Она полагала, что эта проблема вызвана самой нашей культурой, не позволяющей женщинам распознать и удовлетворить свои базовые потребности роста и развития, воплотить свой человеческий потенциал». [2]

На данный момент из переведенных источников мы имеем практически только «Бегущую с волками» Клариссы Пинколы Эстес. Вот как она обозначает проблему женщины в современном обществе: «Сфера деятельности современной женщины огромна и расплывчата: ей приходится быть чем угодно и для кого угодно. А древнее знание так и остается невостребованным… Психология, не способная обратиться к этой врожденной духовной сущности в самой сердцевине женской души, не оправдывает надежд женщин, ни их дочерей, ни дочерей дочерей, ни прочих потомков по женской линии… Чаще всего эта теория либо касается слишком бегло, либо вообще обходит молчанием глубинные, важные для женщин вопросы: об архетипическом, интуитивном, сексуальном и цикличном, о возрастах женщин, о ее образе действий и принципах понимания, о ее творческом пламени». В своей книге она приводит достаточно длинный и очень яркий список поведений и ощущений, которые сами женщины приводят, обращаясь за помощью. Вот лишь некоторые из них:
  • я ощущаю себя чрезвычайно утомленной, истощенной, неустойчивой, подавленной;
  • ощущаю себя бессильной, постоянно сомневающейся, колеблющейся, зашедшей в тупик;
  • я ощущаю себя хрупкой, виноватой, вечно сердитой или раздраженной, не чувствую вдохновения, воодушевления, ни смысла;
  • не нахожу пути к собственному возрождению, глубоко погрязла в быту, в интеллектуальных дебрях, работе или инерции;
  • боюсь встать в полный рост, боюсь высказаться, выступить против;
  • боюсь остановки, боюсь действия, привыкла неоднократно считать до трех и так и не начинать;
  • страдаю самомнением, раздвоением чувств - и в тоже время имею все способности и возможности для того, чтобы действовать.

Наблюдение описанных выше тенденций приводит к закономерному вопросу - какими могут быть пути выхода современной женщины из кризиса? Поиск такого пути представляется целесообразным вести, руководствуясь определенными критериями. Критерии эти связаны с попыткой найти некую практику, которая может быть регулярной, не предъявляет особенных условий для выполнения, а также является для женщины максимально естественной. Поэтому здесь мы не рассматриваем различные направления психотерапии, которые помогают в ситуациях жизненных кризисов, а также в других острых ситуациях, поскольку психотерапевтический процесс всегда носит временный характер. Другими словами, искомая практика, прежде всего, должна поддерживать внутренний огонь глубинного женского знания и интуиции. Итак, о критериях.

Во-первых, этот путь должен быть направлен на целостное развитие - практика должна развивать тело, сознание и энергию, поскольку только в таком развитии женщина сможет чувствовать естественное единство своего внутреннего мира и сможет выстраивать гармоничные отношения с миром внешним. Одним из начальных аспектов реализации этого критерия должен стать процесс некоего исцеления, очищения женщины от привнесенного в ее мир обществом. Это то, что происходит на терапевтических группах и в индивидуальной работе с психотерапевтом. Через этот процесс женщина достигает ядра свой личности и начинает проживать свою жизнь ответственно и честно.

Во-вторых, практика должна обладать действием наполнения женщины. Здесь я бы хотела остановиться подробнее. Женский организм природой создан как сосуд, свойством которого является способность накапливать энергию. Именно такое умение накапливать энергию позволяет женщине реализовывать себя во внешнем мире (наполнять и развивать пространство отношений с партнером, вынашивать, рожать и воспитывать детей, обустраивать жилье, развивать и реализовывать свой творческий потенциал в социуме и др.) и во внутреннем пространстве (любить и быть в гармонии с самой собой - понимать и удовлетворять свои актуальные потребности и устремления, управлять внутренними состояниями и др.). Особенностью современных женщин является растущее ощущение внутренней опустошенности или ненаполненности, по-другому - отсутствие самоопределения и внутренней опоры. Поэтому, искомая практика должна повышать чувствительность женщины к внутренним процессам, позволять ей достигать понимания своих истинных желаний - то есть выстраивать внутренний стержень, формировать опору и наполнять энергией.

В-третьих, эта практика должна помочь женщине найти и удержать свой ритм жизни. Это одна из наиболее сложных задач, но «непонимание и неслушание своего ритма бросает женщину в хаос ощущений, где она начинает придумывать им понятия. И они начинают представлять угрозу для нее. Для женщины все эти понятия сродни толпе, они мешают ей оставаться одной, оставаться в самой себе…».[4] Это ритм творческой жизни, естественных циклов организма, ритм деятельности и покоя, ритм, связанный с выполнением задач возраста и так далее.

Итак, далее мне хотелось бы рассмотреть особенности практики звучания, которая в большинстве случаев становится поистине исцеляющей. На мой взгляд, она не только в полной мере соответствует представленным выше критериям, но и является тем глубинным пространством, в котором женщина может познать себя и открыть безграничное пространство для развития.

Не углубляясь в данном материале в особенности исполнения практики звучания, скажу лишь, что женщине предлагается несколько вариантов: она может «озвучить» своим голосом сильную эмоцию, может позволить зазвучать «своей песне» и внимательно послушать, о чем она - здесь не важно, будут ли у песни слова. Также женщина может «пропеть свою силу» и привлечь ее ресурс для восстановления и обретения спокойствия и уверенности, в моменты растерянности женщина может создать внутри себя тишину и позволить в этой тишине родиться тому голосу, который подскажет, в каком направлении ей необходимо двигаться.

Особенности подобной практики и ее целительные воздействия:

1. Процесс извлечения звуков в человеческом организме напрямую связан с дыханием, поскольку именно вдыхаемый воздух является для них основой. Обращая внимание на свое звучание, человек рано или поздно обращает внимание на свое дыхание. А любому терапевту, использующему в своей работе телесно-ориентированный подход известно - мы чувствуем себя так, как мы дышим. Сознательно или нет, в процессе вокализации человек меняет свое дыхание, стремясь улучшить свой звук, задействуя в этом процессе все большее пространство тела - дыхание со временем становится полным и глубоким, раскрывая чувства, живущие в глубине тела. «Если мы дышим свободно и полной грудью, то голос будет совершенно естественным образом отражать владеющие нами чувства. С помощью поверхностного, неглубокого дыхания мы в состоянии оставаться на поверхности наших чувств и не углубляться в них, располагая тем самым возможностью сознательно контролировать качество нашего вокализированного выражения». [3] Вместе со звуком, основанном на глубоком дыхании, способны обнаружиться тревоги и печали, живущие в женском теле. И в процессе пения они могут покинуть тело так же, как его покидает выдох.

2. Мир вокруг формирует непрерывный поток различных вибраций. Во всяком вибрировании может быть найден некоторый ритм. Движение планет вокруг солнца, подъем и падение уровня моря во время приливов и отливов, биение сердца, морской прибой, - все следует ритмическим законам. Наше тело также обладает своей частотой колебаний, своим, присущим только ему ритмом. С этим аспектом связано целительное воздействие голоса на тело его обладателя. Принимая во внимание, что любая наша эмоция локализирована в определенном участке тела, когда мы даем ей «право голоса», мы словно вступаем в доверительный разговор со своим телом, предоставляем ему свободу для самовыражения. Мы признаем его частью себя и позволяем ему жить своей естественной жизнью - к примеру, проявляться с помощью звука и быть сонастроенным с вибрацией всего организма.

3. Пение (вокалотерапевтическое) - это процесс, который возвращает все наше существо к пребыванию «здесь и сейчас» и сосредотачивает наше внимание на значимом и важном. Это процесс звукового отражения внутреннего мира или какой-то его части в мир внешний, процесс, в котором творцом становится бессознательное. Поэтому, как и любой другой творческий процесс, пение обращается к миру чувств, базовых состояний и распаковывает актуальные переживания человека. Будучи процессом мягким, гибким, способным меняться, предоставляет возможность здесь же это переживание прожить, принять и найти его ресурсную составляющую.

Однажды на голосовой тренинг пришла женщина, которая в самом начале рассказала, что у нее в детстве было много ситуаций, в которых ей приходилось молчать, сдерживать свой голос. Не смотря на то, что с тех пор прошло уже много лет, она продолжала жить, «наступая на горло своей песне». Я предложила ей «прозвучать» себя - как бы она выглядела, будь она звуками, песней. Содержание ее песни стало очевидным для меня, остальных участниц тренинга и для нее самой - песня доносилась словно издалека, как будто исполнителя не было в комнате, она была наполнена ощущением потерянности, слабости, страха следовать за своим сердцем. После обсуждения ее пения я предложила ей представить, как звучит ее сила, ее право на голос, ее «я есть!» и пропеть эти состояния. Вместе с песней силы проявилось и тело - она делала движения ногами, словно прощупывала землю и убеждалась в ее основательности и прочности, было заметно, как внимание ее сосредоточилось в нижней части тела. Было понятно, что она таким образом устанавливала прочную связь со своей внутренней опорой, усиливала ощущение заземленности, проявляла себя такой, какая она есть.

4. Один из самых сакральных и красивых моментов в вокалотерапевтической работе связан с обретением внутренней тишины. Она необходима, чтобы услышать свой голос в потоке самых разных «звучаний» - среди социальных стереотипов, жесткого информационного воздействия, среди требований семьи и близких. Энергия тишины несет с собой покой и умиротворение. «В безмолвии заключены все звуки мира. Пребывая в молчании, человек может услышать внутреннюю симфонию, которая и есть он сам. Организм каждого из нас можно уподобить волшебному оркестру, исполняющему сложную полифоническую мелодию. Складывается она из мириад звуков, порождаемых работой сердца, слухового аппарата, нервной системы, мозга. Различить все эти звуки можно только в тишине. В тишине мы начинаем лучше различать и внешние звуки, голоса природы - птичье щебетанье, шелест ветра, шепот листвы…» [1]

Таким образом, пение способно стать тем внутренним стержнем, который, словно камертон, настраивает женщину на истинное, глубокое и содержательное в себе и во внешнем мире, позволяет ей проявить несравненную красоту и свою уникальную энергию.

Литература:
1. Голдмен Д. Целительные звуки.
2. Джин Шинода Болен Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь
3. Лоуэн А. Радость.
4. «Неоконченный узор. Женщина в современном мире и ее роль в саморазвитии». Журнал «Алхимия», зима-весна 2005.
5. Эстесс К.П. Бегущая с волками.

женское начало, голос, ритм, цитаты

Previous post Next post
Up