Давно хотел рассказать о музыкальных пластинках со своей колокольни, потому что для меня это отправная точка знакомство с популярной и не очень музыкой.
Именно с пластинки началось моё погружение в безбрежный океан стилей, направлений и течений этого вида искусств.
В моём детстве у нас в доме была большая коллекция винила, преимущественно танцевально-эстрадной направленности: танго, фокстрот, твист, что-то ещё из 50-60х и даже немного поп-музыки 70-х.
Конечно, основной вкус к мировой рок-музыке молодёжи тех лет привил импортный винил, но я, например, хорошо помню свой первый миньон (мини-пластинка), который заезживал постоянным прослушиванием ещё с дошкольного возраста.
Это была знаменитая «Лайла» Тома Джонса, выпущенная «Мелодией» и найденная недавно в родительском музыкальном архиве.
Помню, даже слова её записал на слух русскими буквами, чтобы потом, выучив наизусть, подпевать своему первому иностранному кумиру...
А начну я свои повествования со знакомства с миром винила.
Истинные меломаны пластинки называют по-разному, но преимущественно - «винил» (так как сделаны они из винилхлорида и винилацетата), «пластмасса», «пласт», «плита», «диск», «эл-пэ».
Размеры пластинки не отличаются разнообразием. Самые массовые и популярные - стандартные 12-дюймовые, они же 30 сантиметровые (LP - Long Play, долгоиграющая), на которых, как правило, записаны несколько песен на каждой из сторон.
Семидюймовый диск (SP - Single Play, сингл), или как его ещё называют в народе - «сорокопятка», из-за того, что мог крутиться на проигрывателе дисков со скоростью 45 оборотов в минуту вместо обычных 33 и 1/3. предназначался для диджеев на радиостанциях, а также для свободной продажи, как рекламный продукт к выпускающейся вслед за ним полноценной двенадцатидюймовой «плите».
В прошлом веке без раскрутки на радио можно было пролететь с хорошими продажами пластинок и не заработать на новом релизе больших денег.
Без вставки обычно крутились в автоматах в пабах и кафешках. А со вставками были удобны для домашних проигрывателей.
Ещё одной особенностью «сорокопяток» было то, что центральное отверстие для шпинделя проигрывателя имело увеличенный диаметр (для проигрывателей-автоматов Jukebox) и для прослушивания в домашних условиях применялся специальный переходник (либо использовалась вставка, находящаяся в самой пластинке).
Встречается ещё средний размер пластинок - EP (Extended Play), на каждой стороне которой помещались от 2-х до 4-х музыкальных композиции, общей длительностью звучания 15-20 минут. Но их настолько мало, что на этом и забудем о них.
Кроме того, некоторые исполнители для привлечения слушателей выпускают цветные диски (внизу), а также с картинками, нанесёнными прямо на сам винил (вверху).
Чёрные звучат лучше, так как на них оказывается лучше режутся дорожки для иглы и достигается самое оптимизированное качество пластмассы, а в остальных уже добавлены либо красители, либо они выполнены из других полимеров (прозрачные).
В нашей стране в 60-е-70-е годы особое распространение получили гибкие пластинки, которые выпускались как самостоятельным изданием, так и приложением к музыкальному журналу.
В центре обычной пластинки клеится её паспорт, в народе именуемый «пятаком» или «яблоком». Предполагается, что «яблоком» центральную наклейку начали называть после появления битловского яблока студии звукозаписи Apple Music Inc - первого массового художественного и цветного оформления этой части диска.
Поскольку в основном мы слушали преимущественно стандартные 12-ти дюймовые пластинки, разговор поведу именно о них.
Они делились на два основных типа: с не раскрываемой обложкой - одиночный диск (вверху The Beatles), и раскрываемой - «альбом», «раскладушка» или «двойник/тройник» в зависимости от количества самих дисков, помещённых в одну обложку (внизу - Uriah Heep).
Это были самые желанные пластинки, ведь на разворотах часто находилась либо дополнительная информация, либо просто красивые картинки или фотографии музыкантов.
Ещё больше ценились диски, в обложках которых прятались тексты песен, а также дополнительные бонусы - плакаты, открытки и другие есьма необычные предметы. О них я тоже как-нибудь расскажу отдельно.
Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» - издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками
Вот через такие источники информации мы знакомились с музыкальной жизнью не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья.
Продолжение непременно будет…
Добро пожаловать в царство Священного Винила!
Бразилец Зеро Фреитас - владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей.