В двадцать первом веке на Северном Кавказе Россия столкнулась с новыми угрозами в сфере информационной безопасности, связанными с воздействием на массовое сознание граждан. Осуществляемое в рамках концепции информационных сетевых войн (ИСВ), разработанной специалистами офиса Реформирования вооружённых сил Секретаря министра Обороны США, оно направлено на разжигание в регионе экстремистских настроений, которые, перерастая в убеждения, в конечном итоге, оказывают значительное влияние на формирование социально-политической обстановки в регионе.
Информационная сетевая война, ведущаяся западными спецслужбами на Северном Кавказе имеет бесконтактный характер. При этом, как показывает анализ практики, максимальное достижение разрушительного эффекта осуществляется за счёт использования ресурсов (политических, интеллектуальных, масс-медиа и др.) подвергшейся «агрессии» стороны. О перспективности развития этого нового вида противоборства в общей теории ведения боевых действий западных стран говорит тот факт, что ему, в достаточной мере, уделяют внимание в своих выступлениях ряд высших военных чиновников США. В частности, о перспективах реализации концепции ИСВ в отношении России и её интересов (в том числе на Северном Кавказе), неоднократно заявлял министр Обороны США Дональд Рамсфелд.
Проведённый анализ показывает, что модель сетевой структуры, применяющейся на Северном Кавказе, строится по принципу:
- обмен информацией;
- максимальное расширение форм производства этой информации, а так же доступа к ней;
- её внедрение в структуру объекта воздействия и распределение;
- налаживание устойчивой обратной связи.
Она рассчитана на три группы субъектов, осуществляющих непосредственное участие «в боевых действиях». К ним относятся:
- «теоретики» - создающие доктринальные схемы ИСВ (институты и фонды, вовлеченные в той или иной мере в информационное поле сетевой войны);
- «организаторы» - «делающие» информацию и осуществляющие её рециклирование (НПО, прежде всего региональные), а так же
- «исполнители» - непосредственные участники планируемых акций (демонстраций протеста, погромов, террористических актов и др.).
Таким образом, несложно заметить, что НПО, охватывающие преимущественно когнитивную («теоретики») и информационную («организаторы») сферы являются ключевыми действующими фигурами на игровом поле информационных сетевых войн.
Как достоверный, давно признаётся тот факт, что разведывательные службы США активно используют финансируемые американцами российские неправительственные организации, в том числе правозащитные, для ведения подрывной деятельности, направленной на поддержку экстремизма и сепаратизма в республиках Северного Кавказа. При этом для организации конспиративной и оперативной связи используются, как правило, широко известные в США НПО демократического толка. Кроме того, западные разведслужбы, зачастую, используя в качестве прикрытия миротворческие НПО, реализуют свою миссию поддержки сепаратизма, как это произошло в случае с рэндовским экспертом Полом Хенце, который возглавил миссию по установлению фактов насилия над мирным населением в Чечне, организованную британской НПО «Международная тревога». В итоге подготовленный доклад был откровенно просепаратисткий, что, в общем, соответствовало задачам, решаемым этой НПО на Северном Кавказе.
Результаты экспертной оценки показывают, что на территории Северного Кавказа действует около 100 западных НПО, фондов и мониторинговых сетей. К наиболее значимым из них, НПО входящим в первую группу субъектов ИСВ («теоретикам») относятся «Фридом Хаус» («Дом свободы») и «Национальный фонд в поддержку демократии».
Как отмечается в информации, опубликованном на официальном сайте американского неправительственного фонда «Фридом Хаус», наиболее активно работающего в настоящее время в России на Северном Кавказе, его политика состоит в поддержке НПО, члены которых разделяют официальную точку зрения фонда, состоящую в том, что «Американское первенство в международных отношениях - необходимая основа Свободы и реализации прав человека». Таким образом, фонд изначально ставит в качестве своей основной цели достижение и сохранение американской гегемонии путём создания «пятой колонны» США внутри России. Финансирование данного фонда осуществляют: фонд Сороса, фонд Форда, фонд Евразия, Бюро международных Информационных программ Государственного департамента США, Агентство при Правительстве США по международному развитию и др.
Созданный фондом «Американский комитет за мир на Кавказе» (ACPC) в настоящее время активно действует в Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее. Деятельностью комитета управляет Консультативный Совет, в состав которого, среди прочих, входят З.Бзежинский и бывший Госсекретарь США А.Хейг. Деятельность этой организации направлена на решение в Северо-Кавказском регионе следующих задач:
- сбор информации по положению дел в национальных республиках Северного Кавказа (особое внимание уделяется межнациональным конфликтам и различным нарушениям прав человека);
- достижение «всеобщей осведомленности» - путем размещения полученной информации в ГИС Интернет, СМИ, предоставление возможности выражать свою точку зрения различного рода диссидентам, оппозиционным журналистам, несогласным с проводимой правительством национальной политикой или же сепаратистки настроенным представителям национальных общин, а также
- формирование из них «сообществ» проводников интересов США;
- работа с международными сетями, и неправительственными организациями, одновекторной с фондом направленности.
Показательным примером успешной работы ACPC по продвижению американских интересов на Северном Кавказе является принятие в 2001году резолюции ООН E/CN.4/RES/2001/24, выражающей озабоченность мирового сообщества конфликтом в Чечне и нарушениями прав человека, совершаемыми там российскими войсками. Антироссийская направленность ACPC не вызывает сомнений. Причём необходимо учитывать, тот факт, что это не отдельная сетевая организация, а организация, которая наряду с другими, тесно взаимодействующими НПО составляет сеть «Фридом Хаус» на Северном Кавказе. Примером такого взаимодействия является совместное обращение к Совету Европы с требованием лишить Россию права голоса в этой организации из-за постоянных нарушений прав человека в Чечне, инициированное ACPC, совместно с «Датским комитетом поддержки Чечни» (Danish Support Committee for Chechnya) и Парижским Чеченским комитетом АСРС.
Не менее одиозной неправительственной организацией, активно действующей на Северном Кавказе, является «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED). Фонд был создан, по признанию одного из его руководителей Алана Вайнштейна, Госдепартаментом США, чтобы «делать открыто то, что ЦРУ раньше делало тайно». Формально NED является частной некоммерческой организацией, но фактически вместе с Агентством по международному развитию США (USАID) является монополистом в распределении средств Госдепа США. Неправительственный статус облегчает NED взаимодействие с зарубежными НПО. Как следует из опубликованного отчета о расходовании средств Фонда, только в 2009 году NED направил правозащитным организациям России грантов на общую сумму 3785847 долларов. Примерно третья части этой суммы была выделена НПО, действующим на Северном Кавказе.
К числу наиболее активных грантодержателей фонда относятся:
«Центр международного частного предпринимательства» (CIPE) - выделено 137,5 тыс. долларов, для продвижения демократических принципов и рыночной экономики на Северном Кавказе;
Автономная некоммерческая организация «Машр» - выделено 55 тыс. долларов - для выявления случаев нарушения прав человека со стороны властей Ингушетии;
«Друзья института CEELI» - выделено 44 тыс. долларов для разработки стратегии активизации пропагандистской работы по теме уголовного преследования за военные преступления, совершенные в ходе конфликта в Чечне;
Межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» - выделено 85 тыс. долларов, для сокращения количества пыток в Чечне;
«Общественный правозащитный центр Кабардино-Балкарской Республики» - выделено 45 тыс. долларов, для защиты прав человека в Кабардино-Балкарии;
«Матери Дагестана за права человека» - выделено 23 тыс. долларов, для контроля соблюдения прав человека в Дагестане;
Некоммерческая организация «Информационное агентство МЕМО.ru» - выделено 225 тыс. долларов, для поддержки работы сайта www.kavkaz-uzel.ru.;
«Нет насилию» - выделено 50 тыс. долларов, для поддержки автономии местного самоуправления на Северном Кавказе;
«Prague Watchdog» - выделено 49,5 тыс. долларов, для обеспечения прав человека и свободы информации на Северном Кавказе;
Региональная гражданская инициатива «Право на жизнь и личное достоинство» - выделено 29,5 тыс. долларов для поддержки ежеквартального журнал «Дош»;
Региональное общественное движение «Чеченский комитет национального спасения» - выделено 80, тыс. долларов для предоставления юридической помощи беженцам в Назрани, Ингушетии и Грозном;
Региональная общественная организация «Матери Чечни» - выделено 58,5 тыс. долларов для оказания юридической помощи семьям граждан, которые были похищены или исчезли во время и после двух войн в Чечне;
«Slovene Philanthropy» - выделено 75 тыс. долларов для расширения программы гражданской активности для начальной и средней школы в Чечне и Ингушетии и др.
В 2010 году список НПО финансируемых NED ещё более расширился. В него вошли:
“Голос Беслана” (передано свыше 20 тыс. долларов США);
«Кабардино-Балкарский центр за права человека (50 тыс. долларов);
«Чеченский комитет национального спасения» (75 тыс. долларов);
«Общество российско-чеченской дружбы» (свыше 50 тыс. долларов).
Несмотря на то, что список финансировавшихся в 2012 году NED российских НПО ещё не был опубликован, принимая во внимание сложившуюся тенденцию к усилению интереса США к Северо-Кавказскому региону, уместно предположить, что их число вновь увеличилось.
Практика показывает, что определение точного количества действующих в регионе НПО проблематично. Это объясняется применяемой ими тактики «удаленного доступа», согласно которой организация может быть зарегистрирована в одном регионе, а работать в другом. Большинство финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций, действующих на Северном Кавказе, зарегистрированы в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Ставрополе. Анализ направленности НПО, внутри сетей позволяет сделать вывод о ведении ими в рамках сетевой информационной войны разноплановых действий: разведывательных, наступательных и оборонительных.
Сбор «разведывательной» информации в Северо-Кавказском регионе, как показывает анализ, обеспечивается различными НПО, осуществляющими этнополитический мониторинг. К таковым, в первую очередь, относится, действующая под руководством директора Института этнологии и антропологии РАН В.Тишкова «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» (EAWARN). Данная организация осуществляет основанные на модели этнологического мониторинга международные научные проекты, направленные на широкое межрегиональное и межгосударственное использование межэтнических отношений и конфликтов. Финансирование исследований осуществляется корпорацией Карнеги и фондом Дж.Д. и К.Т. МакАртуров. Своё стремление организовать мониторинговую сеть на Юге России продемонстрировал и Всемирный банк, «запустив» в феврале 2005 года проект «Переходный период от образования к трудоустройству и вовлечение молодежи в общественную жизнь на Юге России». Проект, как это указывается в его программе, нацелен на изучение различных процессов происходящих в молодежной среде в ряде субъектов ЮФО, в частности, в Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае. Рассмотренные организации являются далеко не единственными в своём роде на Северном Кавказе. Мониторингом различных процессов в регионе занимаются, так же «Рабочая Группа по предупреждению и урегулированию конфликтов Конференции по странам СНГ» «Кавказская сеть НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев» («CRINGO»), «Северо-Кавказский Форум по миграции» и др.
«Наступательные» действия, ведущиеся в ходе сетевой информационной войны на Северном Кавказе неправительственными организациями, направлены на постепенное «перехватывание» у государства культурных, образовательных, социальных, благотворительных функций и «выдавливание» его из некоммерческого, гуманитарного сектора. При этом общество, в лице его легитимных государственных органов, может потерять контроль над этими секторами, в результате чего будут созданы условия для осуществления его цивилизационной трансформации. Более того, в случае успешности деятельности таких НПО, существует реальная угроза, замены гражданского общества - важнейшего компонента правового государства, сетевой структурой НПО, которая, в последствие будет определять направленность государственного политического курса. Для достижения этой цели возможно привлечение к миротворческой деятельности правового, политического, административного и управленческого ресурсов, которыми обладают органы государственной власти и управления. По сути дела именно на этой фазе, как представляется, будет решаться ход и исход ведущейся сетевой информационной войны на Северном Кавказе.
Анализ современной ситуации в регионе показывает, активизацию деятельности второй группы субъектов ИСВ (НПО-«организаторы») и реализацию их устремлений к консолидации усилий. Так по инициативе «Союза неправительственных организаций» Северного Кавказа в феврале 2012 года, при участии ряда НПО из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии прошёл учредительный съезд новой неправительственной организации - «Кавказский форум». В это объединение, помимо «Союза неправительственных организаций», уже вошли такие НПО, как «Правозащитный центр Чеченской Республики», «Объектив» (Чеченская Республика); «ЧКНС» и «Информационный центр» (Ингушетия); «Голос Беслана» (Северная Осетия), «Матери Дагестана за права человека», «Борец за справедливость», «Организация инвалидов войны и военной службы России» (Республика Дагестан) и «Правозащитный центр» (Кабардино-Балкария). «Кавказский форум» представляет собой НПО открытого типа, что создаёт возможность дальнейшего увеличения численности её участников. Официально заявленной целью форума является «совместный поиск путей решения проблем Кавказа и установление диалога с властью».
Как показывает проведённый анализ, организации «оборонительных» действий в сетевой информационной войне на Северном Кавказе западные НПО (доноры) уделяют большое внимание. Этим и объясняется их особенная поддержка деятельности различных правозащитных организаций, в задачу которых входит - осуществление правового обеспечения, а так же (в случае необходимости) защиты деятельности НПО и отдельных активистов. При этом наиболее распространенной является тактика ведения «активной защиты», когда процесс восстановления нарушенных прав подзащитного трансформируется в обвинительное действо против органов власти федерального и (или) регионального уровня, а так же различных силовых структур, либо их отдельных представителей. Показательной, в этой связи, является активно применяемая в Северо-Кавказском регионе, принципиально новая схема информационной и юридической защиты членов бандподполья неправительственными организациями.
Её особенность состоит в том, что после перехода вновь завербованного члена бандгруппы на нелегальное положение, его родственники обращаются к специально созданным правозащитным организациям (например, НПО «Матери Дагестана за права человека», «Матери Чечни» и др.) с заявлением о похищении их сына (мужа, брата) людьми в форме. Таким образом, перешедший на нелегальное положение боевик заранее страхуется на случай его задержания. В дальнейшем, в случае ареста члена бандподполья, его адвокаты, так же предоставленные правозащитными НПО, используют заблаговременно поданное заявление для убеждения суда в том, что их подзащитный был похищен сотрудниками силовых структур, несколько месяцев содержался в неизвестной тюрьме, где подвергался пыткам и воздействию психотропных веществ с целью выбить необходимые показания. Вышеуказанная схема, предположительно, была разработана пакистанской международной НПО «Дааватуль джамаатуль таблиг», проповедующей радикальный ислам. Ответственным за организацию взаимодействия неправительственных организаций в интересах ее внедрения в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации являлся религиозный экстремист Н.Абдурахманов, до 2007 года выполнявший задачи по распространению экстремистской идеологии на территории Республики Дагестан и оказанию помощи членам бандподполья.
Таким образом, основной задачей западных НПО на Северном Кавказе является формирование у политически активной части населения, в первую очередь у молодежи, сепаратистских настроений. В этой связи всё большее значение приобретает возможность эффективно влиять на интеллектуальный потенциал региона, распространять и внедрять в общественное сознание определенные стереотипы, подрывать и трансформировать традиционные устои национального самосознания. Это обстоятельство определяет стремление западных спонсоров расширить диапазон своего воздействия на российские общественные организации и СМИ, занимающие социально-значимую нишу в регионе и способные оказывать значительное влияние на процесс формирования массового сознания граждан.
В этих условиях, как представляется, необходимо задуматься о создании на Северном Кавказе параллельных пророссийских сетевых организаций и НПО, действующей на основе Федерального закона «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ (12.01.96 г.), способных эффективно противостоять деструктивной деятельности сетевых структур наших геополитических конкурентов. Как представляется, их деятельность должна быть направлена на формирование единого информационного и социокультурного пространства для развития и поддержания межкультурного диалога по вопросам предупреждения и преодоления конфликтов, возникающих на национально-этнической почве; содействие национальным, а так же региональным учебным, научным заведениям и исследовательским организациям в области религиоведения, национальных культур, межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений в проведении, реализации и финансировании научно-исследовательских разработок и проектов, направленных на недопущение возникновения и эскалации межнациональных и межэтнических противоречий; выполнение работ и оказание информационно-аналитических услуг для нужд национально-государственных органов управления, международных и региональных организаций по вопросам государственно-религиозных и межрелигиозных отношений, национальной и социокультурной политики.