Первые хозяева юго-запада Самарской губернии... и оборона Российской Империи.

Sep 10, 2016 21:39



протянулась на расстояние более 240 км



от слияния рек Большой Кинель и Самара на юго-западе до границ с Прикамьем (р. Кичуй) на северо-востоке. При этом, она соединила ряд уже существующих на тот момент крепостей, а так же вновь созданных. Например:



Красноярская крепость.



Крепость Кондурча.



Черемшанская крепость. Сейчас находится в Татарстане.

О строении линии:



прекрасно описано в исследовании Дубмана Эдуарда Львовича и добавить больше вряд ли возможно. При этом, исследовав линию на всем её протяжении, к нашему сожалению, констатируем, что в основе линии нет более древних конструкций, в отличии от Старой Закамской, где, как отметил Николай Петрович Рычков через 40 лет после её постройки: «…в некоторых местах едва можно распознать бывшие тут валы: напротив того древния до сего дня стоят в твердости непоколебимой».

Хотелось бы нам остановиться на другом:

Руководство строительством Новой Закамской линии было поручено, попавшему в опалу в Санкт-Петербурге, из-за заговора против полноты власти императрицы Анны Иоанновны, тайному советнику Федору Васильевичу Наумову (кстати, впоследствии, успешно вернувшегося в столицу). У Фёдора Васильевича был, на наш взгляд, очень интересный момент в его биографии - в 1727 году он, как представитель Петербурга, добился избрания гетманом Малороссии Даниила Апостола:



и, по крайней мере, год был у него министром - советником. Запомним этот факт! Он может найти свое отражение в дальнейшей истории произошедшей позднее. Так вот, женой Наумова была Мария Михайловна Самарина. Она была дочерью Михаила Михайловича Самарина, бывшего, между прочим, одним из первых девяти петровских сенаторов, позже Михаил Михайлович возглавлял одну из самых «весёлых» организаций Московии - Расправную палату. Впоследствии, он занимался строительством гаваней и домов в Кроншлоте и на острове Котлин. Против него были подозрения в злоупотреблениях и растратах - они, совершенно естественно, не подтвердились. Интересным эпизодом бурной жизни Михаила Михайловича является возведение на него доноса о непочитании икон, мощей и в других «церковных противностях» (на наш взгляд достойный набор!) со стороны некоего капитана Аничкова. Не того ли, именем которого в последствии назвали знаменитейший мост в Санкт-Петербурге? Но не в этом дело!

А теперь - ВЕРСИЯ.

Мы это к тому, что Михаил Михайлович, естественно, в свое время ввел в свой круг зятя, познакомив с «нужными» людьми, посвятил в нюансы и хитросплетения высшей власти, да и просто научил его «специфическим» особенностям освоения денежных средств при строительстве. Эти консультации, скорее всего, и нашли своё применение при возведении оборонительной линии, на что указывают правительственные документы: «вала промыло водой и обвалило; …рва ж заплыло от воды и зровняло;…рва осыпало изнутри;…плака верк осыпало снутри и т.д.» - всего порядка 1 720 сажен или 3,6 км. И это на отрезке 31 км! Справедливости ради упомянем, что подобное имело место и при строительстве Старой Закамской линии. Эх, Россия!

Так вот, будучи назначенным руководить строительством линии и быстро поняв перспективность освоения новых присоединённых к Московии территорий, Федор Васильевич уже в декабре 1731 года покупает крупный луговой участок близ современного Тольятти. Вскоре здесь появилось сельцо, названное, кстати, по имени своего владельца Фёдоровкой.

Параллельно с выполнением государевой службы, Фёдор Васильевич развивает собственный проект, который обозначится только через 40 лет - перевод в свою собственность огромного количества земель на юге - юго-западе нашей области, охватывая территорию нынешних Хворостянского и Безенчукского районов. Возможно, именно поэтому - для осуществления своей «задумки», Наумов настаивал, что бы в его экспедицию с повышением чина перевели некоего симбирского канцеляриста Афанасия Киндякова, который в 1733-1736 г.г. осуществил всю практическую работу по размежеванию земель оборонительной линии, а так же подготовил все необходимые «мерные и межевые» книги. Мы не удивимся, если выяснится, что именно он проводил межевание и других земель в области, но совершенно для других целей!

Может вызвать удивление одно обстоятельство: в случае с приобретением Наумовым земли близ Тольятти все логично - это великолепные луга, пахотные земли, леса и т.д. Почему бы именно здесь не обустроить имение. Но неосвоенный, степной юг области? Зона рискованного земледелия, отсутствие мест охоты и т.д. Чем могло прельстить Фёдора Васильевича это место? Попытаемся ответить. Да всё просто! Наличие мощнейшего скотопрогонного тракта на Сызрань! А это и харчевни, и трактиры, и постоялые дворы, и вся необходимая инфраструктура для перегонщиков! Присовокупим сюда доходы от оказания услуг по сопровождению по тракту (очень актуально в условиях возможной агрессии со стороны кочующих по степи недобрых людей). А уж что-что, но возможностей по силовой поддержке перегонщиков у Наумова были. Достаточно только вспомнить, сколько солдат и офицеров прибывало на строительство и охрану оборонительной линии! Более того, на этом доходные статьи, скорее всего, не исчерпывались. Рискнем предположить, что не обходилось и без своеобразного (ну, Вы понимаете) добровольно - принудительного «выкупа» скота и имущества у одиноких перегонщиков. При этом, очевидно, что всё происходящее на скотопрогонном такте не должно было бросать ни малейшей тени на Федора Васильевича! Задача трудная, но как Вы увидите дальше, вполне выполнимая.

Хотим отметить, что мы, причем абсолютно без сарказма, можем сказать господину Наумову - молодец! Не имея раньше никакого отношения к Самарскому краю (кроме фамилии жены) за короткое время понять стратегическое значение и перспективу Самарской области, разобраться в её особенностях - это достойно уважения! Еще больше достойно уважение то, что находясь в опале и, фактически в ссылке (хорошо еще избежав более суровой расправы над собой со стороны императрицы), вынести из сложившейся печальной ситуации абсолютную пользу для себя как со стороны карьеры (Наумов вернулся таки в Питер. Более того, был какое-то время вице - губернатором и закончил уже действительным тайным советником), так и со стороны финансового благополучия!

Как мы сказали ранее, более или менее определенные черты эта ситуация приобретет гораздо позже.

Интересно, что за истекшие почти 300 лет, в принципах и подходах к ведению бизнеса ничего не изменилось. Безусловно, Наумов использовал своё положение: тайный советник из столицы, руководитель экспедиции, оперирующий финансами строительства оборонительного вала, работа с подрядчиками и т.д., имеющий административный ресурс в Санкт-Петербурге в виде оставшихся мощных связей своих и почившего к этому времени тестя. Аналогичные инструменты активно используются и в наше время.

Мы не будем обсуждать, как именно земля юга Самарской области оказалась в собственности Наумова («отжали» просто так; выкупили, как теперь говорят по балансовой стоимости или получили в качестве вознаграждения. Хотя мы склоняемся к первому варианту в связи с последующими событиями) - не суть важно. Понятно одно. Будучи чиновником высокого ранга, видя перспективы своего возвращения в столицу, где активно лоббировались его интересы, Наумов должен был быть кристально чистым перед императрицей, поэтому (кстати, как и сейчас) Наумов не мог оформить землю на себя, поэтому право собственности было фиктивно переведено, скорее всего, на дочь Анну Фёдоровну, в браке принявшую фамилию Белосельская или кого-то из родственников мужа дочери из рода Белосельских. Именно этот факт служит косвенным указанием на то, что землю «отжали». В противном случае, вся суета с оформлением на родственников лишена смысла. Оформил же он на себя землю в нынешнем Тольятти, купленную за свои деньги. Или Федор Васильевич скрывал свои доходы? Полученные на «строительстве» оборонительной линии? Вопрос риторический.

Последовавшие через 40 лет события не менее увлекательны! В 1775 году эти описываемые земли купил… знаете кто? Василий Николаевич Самарин! Это племянник Фёдора Васильевича. Сын родного брата жены Наумова. А выкупил он их у своей двоюродной сестры, дочери Наумова, к тому времени ставшей княгиней, правда, не Наумовой, а …Белосельской!



О, как! Притворная была сделка или нет - судить не будем. При этом, выкупил Василий Николаевич земли не один, а с партнером, которым совершенно «случайно» оказался князь Урусов Александр Васильевич. Вроде бы ничего особенного. Однако, при ближайшем рассмотрении очень интересной оказалась личность князя, который, кстати, скоро потерял интерес к приобретению. Как оказалось - не его профиль с землёй заниматься. Так вот, князь Урусов изрядный молодец! Весьма одиозная и уж однозначно предприимчивая фигура нашего повествования. Александр Васильевич - князь, генерал - майор русской императорской армии обеспечил своё благосостояние …игрой в карты! Причём нажил, таким образом, несколько тысяч (!) душ крепостных. «Естественно», всегда играл честно и никто не мог заподозрить его в шулерстве. Предприимчивость характера Урусова подтверждает еще один факт, последовавший, правда, позже описываемых событий. Будучи человеком неугомонным, при этом, не потерявшим вкус к жизни и в старости, уже 70-летний Урусов попытался сродниться с самими Строгановыми! К сожалению, в силу трагических обстоятельств это не удалось.

Так же, не будем забывать, что отец Александра Васильевича - Василий Алексеевич в 1739 году сменил Татищева в должности главного командира Оренбургской экспедиции…

Вопрос первый: зачем Урусову надо было заходить в проект на незнакомой для него Самарской земле?

Вопрос второй: зачем Урусов был нужен Самарину при выкупе земельного участка у сестры?

Вопрос третий: для чего понадобилась вся эта суета с землей, спустя 40 лет владения ею родами Наумовых - Самариных - Белосельских?

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Принимая во внимание, что, как мы поняли, князь Урусов зарабатывал денежные знаки несколько другим способом, нежели получение дивидентов с долговременных проектов и, зная, что князь на своих землях хозяйственной деятельности, в отличие от своего компаньона Самарина, практически не вёл (постройка церкви в деревне Урусовка не в счет), мы делаем вывод - князя «попросили» поучаствовать своим именем и титулом в сделке. Кто - спросите Вы? Да хотя бы, Анна Андреевна Муравьёва,



вдова Николая Ерофеевича Муравьёва, вдовствующая к этому времени уже 5 лет. В свою очередь, Урусов был в неё уже давно влюблён. Или не в неё лично, а, все-таки в её денежные знаки? Или ещё вернее в их количество? Ну и какое отношение это имеет к делу, кроме любовных воздыханий генерала, спросите Вы. А самое прямое! Вспомним теперь, чем занимался Фёдор Васильевич Наумов в 1727 году в Малороссии? Вспомнили? Правильно. Так вот, в 1762 году Муравьёвы породнились с …Апостолами! Из курса школьной истории, мы помним, чем занялись, впоследствии, их отпрыски - стали идеологами и предводителями декабристов. На чьи деньги они осуществляли подрывную деятельность против Российской монархии - это другая тема для беседы, но, уж, явно не на деньги семьи! Поэтому, ну как было Муравьёвым не помочь Наумовым - Самариным, оказавшим им, в свое время, гигантскую услугу. Вот и упросили они генерала Урусова войти в проект. Думаем, сделал он это, мягко говоря, не только из-за любви к Анне Андреевне (хотя он и женился на ней в 1778 году, т.е., что характерно сразу после описываемых событий)! Вернее из-за любви, но не только к госпоже Муравьевой. Другими словами, не безвозмездно! (Косвенно, наша догадка находит своё подтверждение в том, что уже через год после женитьбы Урусов и Муравьева не жили совместно, правда и отношений не разрывали). Итак, все же не безвозмездно. В противном случае, Александр Васильевич потратил бы свое дорогое, в прямом смысле, время, на другие, более для себя близкие «прожекты». Да хотя бы на возведение усадьбы «Долголядье - Александровское» под Москвой, работы по строительству которой начались аккурат через год после «приобретения» земли в Самаре и, соответственно, огромных денежных затрат на покупку! Кстати, усадьба сохранилась, пусть и частично, до сих пор. Название только сменила на «Осташёво».



Поразительно, как быстро князь Урусов восстановил свои финансы! Что-то помогло. Снова карты? Вряд ли. Возраст не тот (под 50 уже), положение в обществе (генерал все-таки!) - не солидно! Хотя и не исключено. А вот получение причитающихся солидных дивидентов от участия в «покупке» земли и, дальнейшего постепенного и респектабельного (всё, как положено - со строительством церкви!), выхода из проекта и, в итоге, переоформления западной части своих земель на внучатую племянницу Александру Александровну Мельгунову - это запросто!

Предполагаем, что необходимость участия князя Урусова не исчерпывалась лишь его статусом и положением. Хотя это не маловажный факт, придающий весомость сделке. Но есть еще один аспект, ради которого В.Н.Самарин мог пригласить общеизвестно не самого бедного человека в Российской империи Александра Васильевича Урусова. Поводом для этого могла послужить необходимость обоснования возникновения столь крупной суммы денег, позволившей «купить» десятки тысяч гектаров земли! В то время, так же как и сейчас, запросто могли поинтересоваться (причем в более жесткой форме) происхождением денег. Как не знать это Василию Николаевичу. Вспомним - в своё время, дед его порезвился в соответствующем направлении!

Перейдем к другому. Какова же цель всей этой суеты с землей, очень похожей на официальную легализацию активов? Вопрос, на наш взгляд достоин дальнейшего, более глубокого, изучения, но, предположим, оперируя доступными фактами. По официальной версии, после приобретения земли, Василий Николаевич долго (!) размышлял над тем, как лучше использовать свои заволжские земли. В таком случае, зачем он их купил? Степной красотой наслаждаться? Поразмыслив, Самарин принял решение разводить …овец. Причем ранее, овчарным делом не занимавшись. Что это? Бездумная трата денег? Не будучи профессионалом, браться за новое, незнакомое дело? Большая вероятность полного фиаско! Предполагаем другое. Используя обширные связи в столице (все-таки Василий Николаевич - тоже сенатор), род Наумовых - Самариных получил информацию о начале государственной программы развития овцеводства на восточных (на тот момент) территориях. Особенно вероятно, что принявшим участие в этой программе оказывалась гигантская финансовая поддержка со стороны Империи, но для прохождения конкурса необходимо было иметь активы в виде земель, пастбищ и т.д. Принимая во внимание наличие действующего скотопрогонного тракта на своих землях, что существенно облегчало логистику и снижало «транспортные» расходы на конечную «продукцию» - Наумовы и Самарины совершили главный шаг! Вот поэтому и понадобилась легализация земель в нынешней Самарской области.

В качестве дополнения, информация к размышлению.

Представитель рода Наумовых - Александр Николаевич,



предводитель Самарского дворянства, чей экспроприированный в 1917 году, особняк около Струковского парка (ул. Куйбышева (ранее Дворянская), д.151) до сих пор, к нашему великому сожалению, не могут отремонтировать, через 150 лет после описанных событий, всего на полтора года (а больше и не надо!), возглавил Министерство земледелия (или правильнее сказать - Министерство государственных имуществ) Российской империи. Вот так! Понимаете ли Вы нас?

Примерно такая история МОГЛА получиться в связи со строительством Ново-Закамской оборонительной линии.

А жизнь линии закончилась, так, толком, и не начавшись - в декабре 1736 года, благодаря решению «генерального совета”, собранном в Самаре начальником Оренбургской экспедиции В.Н. Татищевым: ”Закамская линия, яко посредине и под защитою той новой Киргизской, то есть Оренбургской, оставшаяся, за ненужную признана и рассужено, чтоб все по ней учрежденные ландмилицкие полки, также инженерных и артиллерийских служителей с тамошнею артиллерией на ту новую линию перевести”.

Это решение совета было утверждено указом императрицы Анны Иоанновны от 15 февраля 1738 г…

Вот и всё!

Нет не всё. Не менее интересно история развивалась, когда Урусов и его наследники стали, говоря современным жаргонным языком, «выходить в кэш» и на проданные ими земли пришли «авторитетные» купцы Аржановы и саратовские дворяне Пустошкины…

хворостянский район, ново-закамская оборонительная линия, усадьба Самариных, Оборонительные линии, засечные черты, самарская область, оборона России, история самары, альтернативная история

Previous post Next post
Up