Apr 15, 2021 12:57
Хорошие стихи как хорошая песня - сразу дают сильное настроение, чувственное переживание, а слов, как в песне, можешь сознанием и не различать. Хорошая проза так же сразу дает, рождает мысль. Различие же поэзии и прозы в том, что когда смотришь потом на слова в стихах, их можешь и не понимать, почему такие и почему так составлены, а в прозе как раз это предельно ясно. Проза - например, жалоба ЖЭК, новость, информация, то есть, а в стихах быстрее, сильнее передается чувственная реакция на новость, информацию. А у Пруста интересная проза, она вся информирует не о событиях, не о новостях, информаций не несет, она вся о чувствах, описывает их, дает их, притом это выдуманные чувства, хотя в их основе и лежит некая информация и события жизни балованного ребенка в благополучной семье. Но дальше этот ребенок выдумывает, додумывает именно чувства, а не мир, не события, не информацию. Т.о., Пруст пишет кратко, по делу и никогда не повторяясь. Это ясно, когда понимаешь, по какому делу он пишет (о чувствах). И он и есть тот балованный ребенок и маленький семейный тиран, коим он и был в жизни и которого он с большим самолюбованием выписал в первых романах ("Жан Сантей" и "Утехи и дни"). Во взрослой его прозе маленький тиран идет дальше круга семьи, он весь Париж перерабатывает в общество, в котором он как рыба в воде, в общество, ему приятное, эта литания приятности - это его проза. Вообще нет никаких конфликтов, кроме конфликтов выдуманных (только внутренне существующих) чувств. "Впечатления, которые я так стремился удержать, неизбежно бы рассеялись, попытайся я пережить их в действительности, ибо она оказалась бессильна их породить. Единственным способом сполна насладиться ими было познать их там, где они гнездились, т.е., внутри меня, проникнув до самых их глубин".
зачем пишем,
детство,
Пруст