(no subject)

Apr 15, 2021 12:57

Хорошие стихи как хорошая песня - сразу дают сильное настроение, чувственное переживание, а слов, как в песне, можешь сознанием и не различать. Хорошая проза так же сразу дает, рождает мысль. Различие же поэзии и прозы в том, что когда смотришь потом на слова в стихах, их можешь и не понимать, почему такие и почему так составлены, а в прозе как раз это предельно ясно. Проза - например, жалоба ЖЭК, новость, информация, то есть, а в стихах быстрее, сильнее передается чувственная реакция на новость, информацию. А у Пруста интересная проза, она вся информирует не о событиях, не о новостях, информаций не несет, она вся о чувствах, описывает их, дает их, притом это выдуманные чувства, хотя в их основе и лежит некая информация и события жизни балованного ребенка в благополучной семье. Но дальше этот ребенок выдумывает, додумывает именно чувства, а не мир, не события, не информацию. Т.о., Пруст пишет кратко, по делу и никогда не повторяясь. Это ясно, когда понимаешь, по какому делу он пишет (о чувствах). И он и есть тот балованный ребенок и маленький семейный тиран, коим он и был в жизни и которого он с большим самолюбованием выписал в первых романах ("Жан Сантей" и "Утехи и дни"). Во взрослой его прозе маленький тиран идет дальше круга семьи, он весь Париж перерабатывает в общество, в котором он как рыба в воде, в общество, ему приятное, эта литания приятности - это его проза. Вообще нет никаких конфликтов, кроме конфликтов выдуманных (только внутренне существующих) чувств. "Впечатления, которые я так стремился удержать, неизбежно бы рассеялись, попытайся я пережить их в действительности, ибо она оказалась бессильна их породить. Единственным способом сполна насладиться ими было познать их там, где они гнездились, т.е., внутри меня, проникнув до самых их глубин".

зачем пишем, детство, Пруст

Previous post Next post
Up