Коммерциализация вежливости проходит в Берлине туго, американская улыбка не приживается, и в наступившем году это чувствуется и это радует: в огромном супермаркете Kaufland все продавцы как один перестали спрашивать, как дела и всё ли у вас в порядке, перестали желать доброго утра и хорошего дня вне зависимости от времени суток. Цена этой вежливости, таким образом, это время работы продавцов.
Я и раньше пропускал всю эту трескотню мимо ушей молча, или, когда хотелось, рассказывал, как у меня дела, так как я не привык к этому американскому лицемерию в Берлине (помню, в ноябре ранним утром рассказывал громко всей очереди, как пахнет немытый член, когда дрочишь утром, такие, мол, дела - многие отваливали в другую очередь, едва не поблевав, а кассир тогда нервно выбежал из-за кассы - ведь их так и не научили сначала в школе тому, что вопрос предполагает ответ, а потом в ПТУ тому, как остановить собеседника, если ответ неверный), да и сами уставшие от этой жвачки коммерчески требуемых эмоций продавцы ещё в декабре часто желали доброго утра или хорошего дня поздно вечером.
Теперь их, видимо, настропалили экономить время. И правильно, экономия времени приносит больше дохода, чем тупые никчёмные улыбки и расспросы покупателей с бутылкой минералки на кассе. И никак не прижилась в Берлине американская улыбка и приветствие в форме вопроса (по сути, принуждение к "правильному" ответу - интересный коммуникативный акт заставления собеседника присягнуть тому, что свои дела он будет скрывать с достойным видом, тому, что главное выглядеть прилично и забивать свои дела подальше с глаз - правильный ответ на "как дела" только один, и он известен заранее). Принуждение особенно раздражает, когда рядится в невинную форму и хочет быть обычным как приветствие.
Я не понимаю коммуникативной ценности формальной вежливости? Возможно. До некоторых границ я её понимаю и ценю, и я не настаиваю на том, чтобы углубляться в дела собеседников, а попросту исполнить социальный ритуал освидетельствования тех, кто рядом, на предмет безопасности нахождения рядом с ними, минимальной адекватности. Пока она незаметна и не шкрябает по ушам.
Однако же, замечу, такое равнодушие людей друг к другу, такой степени, что оно выражается даже уже как неравнодушие - такого равнодушия я переносить не могу. Я же человек. И все эти тренировки формальной вежливостью моей толстокожести мне неприятны, так как я человек и хочу и могу испытывать или не испытывать реальный интерес или равнодушие к людям, и проверять людей на адекватность считаю низостью, свинством, безделицей.
И ещё дело в том, что мы не подписывались давать правильные ответы на "как дела". Эту американщину, вообще традицию формальной этики, нам пытаются навязать продавцы. А так-то, будь это устоявшейся здесь традицией, я бы не стал смущать в ноябре тогда продавца и очередь моими рассказами. Я не пытался рассказать тогда об утреннем сексуальном опыте громко, всего лишь было хорошо слышно всем в силу акустики и малого пространства у кассы - да и что такого-то, ну, человек подванивает, гораздо неприятнее, если на кассу приносят завонявшуюся селёдку и просят вернуть деньги, расписывая её аромат или же если в очереди стоит бич и воняет вообще так, как ни одна селёдка и ни один хуй вонять не способны.
Да и формальная вежливость воняет не хуже бича! Потому что это тупейший, грубый маркетинг, а никакая не вежливость, а принуждение к эмоциям. В действительно хороших магазинах (наценка в среднем по городу три-пять процентов в отличие от всенародного Kaufland-а) хозяева их не утомляют своих работников и покупателей этой попугайщиной как-делами.
Мне нравится, что формальная этика не стала здесь традицией, и, таким образом, что не надо знать единственный правильный ответ. Это очень оскудняющая жизнь установка была бы.
Формальная этика говорит о том, что лицемерия как бы и нет потому, что оно стёрлось, заезжено! Но именно тем лицемерие и есть и сильно, что его как бы и нет - именно к этому нас и хотят приучить, к сглатыванию лицемерия. Принуждают этой невинной трескотнёй. В магазине это очень выгодно продавцу. Вернее, хозяину сети магазинов.
Вежливость может быть живой, то есть, обоснованной, и проявляться и в действиях (открыть дверь, подать пальто и т.п.), а не формальным, ни к чему не обязывающим продуктом маркетинга.