Горохов, старинный эмигрант с приличным опытом и работы, и безработицы в Германии, пишет:
ДИВЕРСИЯ И САБОТАЖ После некоторого размышления я понял, что спообен назвать четыре стратегии выживания в Германии.
1) проще всего бесчувственным поленьям, которые ничего кошмарного в жизни зарубежом не усматривают совершенно.
Им почти всё нравится или считается ими естественным и разумным, цивилизованным и справедливым.
Скажем, у меня огромная травма от внешнего вида немецкого пейзажа - любого, от вида деревни, города, закусочной на стоянке автобана, практически всё, что можно увидеть вокруг себя в Германии - это выставка достижений местного строительного супермаркета, тупое, угловатое, придуманное слепым юзером компьютерной программы.
Об этом знают жители соседних стран - Бельгии, Голландии, Франции,
Это видно, когда возвращаешься из Бельгии (скажем, из Льежа) в Германию (то есть в Аахен).
Бельгийский пейзаж полон неожиданно стоящих деревьев, на немецкой стороне границы все деревня расставлены компьютерной программой по одной линии на равных расстояниях друг от друга. Бельгийский пейзаж можно рисовать в любом месте в любую сторону, тем более итальянский, а в Германии я часы тратил на поиски мало-мальски сносного мотива, уехжая на машине за 70 км.
В Берлине с пейзажами куда хуже чем в Кёльне, в Кёльне есть несколько ухандоканных промзон, но с тем, что творится в Льеже, Кёльн не стравнится. А Льежу в своё очередь далео до Киева.
Но речь не о моих трудностях с выбором мотива для рисования, а о том, что наши соотечественники (как и большинство немцев) не видят того, что живут в Германии в визуальном концлагере. Бельгийцы, голландцы это видят (я спрашивал), я вижу, а они - нет.
И такая эе история со всем остальным.
Масса народу просто не втыкает, что вокруг царят крокодилизм и бегемотчина.
И этого - всем хорошо, и народу, и крокодилизму с бегемотчиной.
Люди ходят на работу или на учёбу, на театральные фесты, пьют с немцами пиво в их блевотных кнайпах, ездят на машинах, кладут итальянский кафель на пол кухни по диагонали, покупают хай-энд, чтобы слушать на нём Оскара Питерсона, смотрят ящик, читают газеты, имеют мнение, интересуются местной политикой, носят всё новое из дорогого магазина, и не видят, что жрут говно, что жизни нет, что это фейк и показуха.
А когда они видят рассказик типа моего про творог по утрам или про социаламт (а такими рассказиками можно заполнить огромный том), у них есть набор типичных сыто-немецких присказок, высокомерно-дружелюьных аттестаций любого феномена.
Их ничем не прошибёшь. Ницше ебанулся их прошибать, я почти ебанулся, а они так и живут, непрошибленные.
2) Многие эмигранты быстро понимают, что в Германии/Европе совсем не... нет, не "не так, как на родине", а "не так, как казалось устроена цивилизованная жизнь, из родины глядючи", Немецкая жизнь быстро морозится, когда ты начинаешь переть напролом и типа брейк зэ рулз,
И ты оказываешься в изоляции. Собственно, это главное переживание жизни в Германии - изоляция, я не в Германии 23 года своей жизни провёл, я их провёл в изоляции.
И что делать?
Вторая стратегия состоит в том, что не надо подавать вида, надо, как говорили моск художники в Дюсселе, лечь на дно и стать жёлтой субмариной: мы по здешним меркам - акулы, потому надо косить под приличных, даннке шён битте шён, пришёл на встречу в назначенную минуту, скучаешь с огоньком, превращаешься в джинсово-пиджачное отребье. Типа это и есть европейская жизнь.
Это путь конформизма и самодрессирования.
Я этого тоже не потянул, "неписанные правила немецкой социальности" вызывают у меня тоску и блевоту, если не откровенную ненависть.В этих "правилах" масса даблбайндов и откровенного манипуляторства - тебя ломают, но ты должен реагировать с нейтрально-бодряческим рылом и "держать свои чувства при себе, прикусив язык".
А то девушки тебе не будут давать, мальчики с тобой не будут дружить, дяденьки тебя не будут брать на работу, амты (офисы) и прочие конторы будут сношать тебя как бобик грелку и тд.
3) Те, кто не тянет путь стоического конформизма, обычно выбирают путь "свой уголок я убрала цветами", кстати, этим занимается подавляющее большинство немцев, в публичном пространстве есть очень мало от того, что и как немцы делают в своих жилищах на своих земельных участках. То есть эскапизм широко практикуется и аборигенами. Но это эскапизм дачника, каждый дачник решает ту же самую проблему, что и соседи по дачному посёлку. И средства практически одинаковые. Но это ладно, речь не об аборигенах.
Все знают, что русские в Германии едят пельмени и бородинский хлеб, пьют водку и слушают Любэ и Кино. Ну, это было массовым явлением в 1990х.
Неважно, как это выглядит, главное, что ты выстраиваешь вокруг себя пузырь собственной культуры (хобби), в котором и живёшь.
4) саботаж и диверсия - одно из названий, предложенных мной, когда я придумывал название для своей радиопередачи.
Этой путь обмана, манипуляции, злоупотребления, иногда даже противозаконности.
Обмани финансовое ведомство, обмани работодателя, обмани полицейского, обмани любого чела при сполнении, обмани соседа и квартиросдателя, обмани адвоката, который пытается обмануть судью и твоего контрагента, обмани своего "друга", обмани свою сожительницу.
Я слышал массу лайфхаков, как пользуясь тем или иным парадоксом немецких правил и порядков и причуд менталитета, можно сделать то или иное. Скажем, Силкин начал рассказывать*, как-таки можно объехать ту или иную ебатню с джобцентром (что характерно, когда мне нужны были реальные лайфхаки, его советы нихрена не помогли и были просто блаблабла, так что у меня нет особенной веры рассказам про то, что можно сделать вид что ты писатель и пишешь книгу и получить 8000 евро, а потом незаметно спрыгнуть.
При этом я сам, раузмеется, крупный обманщик, манипулятор и интриган, если и не аферист.
Тут надо понимать, что без обмана и аферы в Германии не проживёшь - из тебя просто начинают выкачивать бабло все ведомства, причём в размерах 1-2Кевро (бывает и поменьше, но бывает и наезд крупнее), страховка, финансовое ведомство, телеком, GEZ, DB, адвокатская страховка, родной работодатель, квартиросдатчик, вплоть до польско-русских мужиков, которые помогают перевезти вещи с квартиры на квартиру. Кидают все и всегда. А поскольку твой счёт в банке известен всем, то все офисы и фирмы часто просто снимают деньги с твоего счёта, прислав тебе извещение, что они вправе это сделать потому-то и потому-то.
И чтобы этого не было, надо обороняться.
Надо постоянно быть на стрёме и стараться перехитрить всех, кинуть каждого, наврать, сделать вид, переиначить ситуацию.
И это не только в денежных делах, хотя в Германии поразительно много завязано на именно бабло - и это тоже одна из причин ненавидеть её и её жизнь, но речь не об этом.
Да, важно ещё и то, что немцы занют о тотальной атмосфере лицемерия и обмана, от иностранцев они обмана и ожидают, потому обманывать их - большое искусство, надо сечь в куче правил и способом мышления, надо знать, какая последовательность слов как будет воспринията (есть огромная разница между симпатизирующим тебе офисным работников и тупым бюрократом).
Так что если попробовать от своего небогатого ума просто врать и кидать, то Германия сделает тебе больно и обидно и поместит в изолятор.
Саботажник и диверсант - это виртуоз.
Постклеймер
А) как "элементарная частица" находится одновременно во всех возможных квантовых состояниях, так и я нахожусь одновременно в этих четырх описанных.
1) в качестве незаамечателя уродства немецкой жизни могу привести такой пример.
Есть в Кёльне врач Ойген Хадамовски, дантист. Он сам типичный немец, его праксис типично немецкий, то есть блевотный, но я его люблю. Доктор Хадамовски - гений зуболечения, по сравнению с уровнем берлинских дантистов и вообще врачей, он что Микельанжело против Зураба Церетили, играющего в песочнице.
Врачи в Германии очень часто чудовищно некомпетентны и незаинтересованы, психиатры (и не только они) откровенно ставят опыты над пациентами. Это всё отдельная песня, но обмана и лицемерия в здравоохранении масса, как и во всех других сферах немецкой жизни.
А доктор Хадамовски - настоящий врач без дураков, и к тому же очень хороший человек.
Он охренительное исключение, и наверное поэтому я люблю всё немецкое в радиусе 10 м вокруг него, но это никакое не немецкое, а хадамовское.
2) косить под приличного приходится постоянно. На редакционной конференции, на концерте в филармонии, на разговоре с квартиросъмщиком, на приёме у врача, просто на улице или в индийском ресторане. Никакого тебе брейк зэ рулз, надеваешь скромный пиджак, и серьёзное, но небитое депрессией ебало, бреешь и вперёд косить под приличного.
3) в качестве примера своего пузыря я могу назвать свою страсть к странной музыке, но куда более яркий пример - моё рисовалово. Я свои рисунки практически никому не показывал (они не интересовали даже моих сожительниц), и тем более не выставлял, ведь сфера галерей и арт-центров, как и мир художников, нашпигована типичной немецкой хуитой.
4) в качестве примера громогласного и вполне хамского наебалова - музпросвет. Русредакция немецкой волны более 10 лет не могла захватить контроль надо мной, я саботировал свои обязанности рассказывать о новинках немецкого хит-парада (ха-ха-ха, - громко говорит гранитная голова андрея горохова). Я интриговал и врал и извивался как уж на сковородке, я игнорировал нормы корпоративной жизни в особо крупных размерах.
Но и по мелочи я конечно обманщик и саботажник.
при этом я не владею канцелярским немецким и массы писаных и неписаных правил и обычаев (а неписанно ещё больше чем писанного) я тупо не знаю, то есть я недостаточно в Германии социализирован. В реальности мне дают советы, как поступить, или просто тупо пишут за меня письма и звонят туда-сюда несколько человек в порядке чисто дружеской услуги.
Б) ну, и что?
Типа так же везде, чего во всём этом необычного-то?
А необычное во всём то, малята, что речь идёт о стратегиях маргинализма разной степени агрессивности в довольно агрессивной, антигуманной и лицемерной среде, которой является "немецкая жизнь",
Миф о Европе/Германии предполагает, что вот ты (с диким напряжением всех сил, отдав на это все свои ресурсы) поеехал в цивилизованный мир и будешь там жить по разумным и естественным и цивилизованным правилам этого мира. На общеобразовательных то есть основаниях. типа ты честно не кидаешь окурки на улице, и считаешь, что Германия к тебе за этой со всей своей задушевностью, интеллигентностью и разумностью.
А оно вопиюще не так.
Жить естественной размеренной жизнью типичного европейца тебе не удастся, если ты не жлоб, не бесчувственное полено и не богатей;
В) есть странный момент в том, что со временем эта ситуация меняется. И вокруг себя в Киеве я вижу молодых людей, которые удивительно похожи на молодых немцев, скажем у веганов часто такие же пустые глаза и такие же солнечные улыбки. И нет мяса.
Я думаю, что киевские веганы легко бы сошлись с берлинскими (но не кёльнскими);
Скорее всего, Германия (или Берлин, что далеко не одно и то же) нравится в ситуации, когда ты попадаешь внутрь чужого пузыря, наполненного чемто тебе симпатичным - оказываешься с сквоте или в студенческой среде или в чьей-то семье. И этот пузырь и воспринимается тобой как вся Германия, а это глубокое заблуждение, и я слышал много историй о внезапных пробуждениях студентов или о-пэрщиц.
______________________________________
* Я благополучно выбил с джобцентра мне восемь тысяч евро на оплату курсов гида по Берлину, они оплачивали четыре месяца моё обучение, и им было пофиг, что я официально немецкому не обучен был ни разу в этой стране. Чтоб мне получить от гос-ва 8.000 евро на оплату курсов гида, я тупо уволился с работы тогда и подал заявление на получение пособия. Они всего два месяца думали, дать мне 8.000 или не дать. Хотя я бы на и месте дал мне просто пинка и судебный иск о том, как это я и зачем уволился с работы, чтобы получить денег от джобцентра на своё профобучение по моему замыслу. А как они над людьми изгаляться могут, кто не наглый, это жутко. И да, это делается машинно именно что. Систему надо останавливать, закидывая в неё что-то непрожёвываемое. Иного выхода не вижу. За 8.000 еро мне не стыдно. Это я читателям здесь. Их всё равно отдали бы на оплату каких-нибудь ненужных курсов. Это называется Bildungsgutschein - гос-во регулярно даёт деньги всяким фирмочкам, которые обучают безработных. Чаще всего просто хорошим манерам, это называется в Берлине "Интеркультуреллер бератор" (консультант по межкультурной коммуникации)- самая популярная в Берлине специальность! Шесть месяцев восемь тысяч евро за слушание курса лекций по мировой культуре. И куда потом этому интеркултруреллеру податься? Сидеть дальше дома. Горохов же тупо отказался следовать моим советам, испугался всего и свалил в Донецк тогда, курировать современное искусство четыре года назад, полгода повоевав с биржей труда за пособие, вывез в Донецк в качестве выставки тонну плакатов, которые мы с ним насрывали по улицам Берлина.