Я сравнительно недавний житель Германии и житель Берлина, но могу уже отметить, что мне сразу понравилось и показалось новым на
этой выставке: тема ГДР перестала быть намертво связана с темой падения Стены и утверждения ФРГ повсеместно.
Можно видеть теперь (когда однобокая политическая ангажированность вокруг ГДР поутихла) то, что всё же думали в ГДР помимо этой магистральной темы, что люди вообще смогли общечеловечески интересного там придумать. И второе: посмотреть уже несколько непредвзято, а как же они там жили без мистификации и политизации этого там.
Некоторые такие моменты я начал давно замечать, впервые, когда ездил в самую ГДР-овскую глушь маленьких городков встречаться с моим ребёнком, и там, в поисках того, где бы провести время, мы часто посещали музеи и галереи, где выставлялись картины, фотографии региональных художников, и там я видел, что за обыденная жизнь была, что рисовали люди. И это было вовсе неплохо, а часто и интереснее, чем "западное искусство". Нет, не то чтобы "бедненько, но прочувствованно", да нет же, а вообще не касаясь тем капитализма и борьбы с ним или с коммунизмом, но темы постоянные - возраст, красота, повседневность и т.п.
Некоторые такие моменты есть и в Берлине, я пытался их фотографировать и описывать. Даже
любимые мной восточноберлинские панки, фотографированные
Нан Голдин с очень близкого расстояния, и также и как субкультура, более, впрочем, возрастная, чем протестно-политическая (и то, что она возрастная, представляется мне интереснее и важнее чем то, что она политически вдохновлена и тематизирована) - они несли много интересного, побольше, чем чаще всего однобокая политическая ангажированность жителей западного Берлина, которые всю жизнь были дотируемой витриной капитализма и Запада для Востока (кто до сих пор не в курсе: западный Берлин был островом ФРГ в ГДР с единственной пятисоткилометровой автодорогой в западную часть и с самолётным сообщением, половинкой города, обнесённой стеной среди ГДР). Или вот один из последних известных документальных фильмов о ГДР, собравший много зрителей в кинотеатрах и которому посвящено теперь множество фан-страничек в сети -
This ain't California - он уже не о панках, а о другом, совсем не политизированном молодёжном движении, скорее и не о движении, а именно что постоянно проблематизирует тему движения и повседневности, говорит о том, что люди собирались и по другим основаниям вместе, не только для того, чтобы выпить и поиграть на гитаре, но и не для того, чтобы покритиковать режым. Или вот последний ГДР-овский фильм, снятый в DEFA, центральнейшей пропагандистнейшей киностудии типа "Киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького" -
он совсем не о панках, не о политической свободе, не о преддверии стены и соединении с мечтой о Западе, он, да, в лучших традициях морально-этического красивого советского кино про школьников, которые обсуждают морально-этические проблемы, но он всё же про учителя-гея и про его более продвинутого в вопросах пола и морали друга-ученика (учитель ебёт парня, ебёт его и плачет, о своей загубленной душе и чёрт знает вообще о чём).
Это очень нужно и важно, чтобы были темы большие, чем современность, какой бы выстраданной и героической она ни была.
Фотография лета 2012, наши соседи по веранде в одном курортном месте читают большую, на весь разворот, статью об этом фильме и о повседневности ГДР в моей любимой газете Süddeutsche Zeitung... тоже нравится мне эта страна тем, что встречаешь людей, которые читают одну с тобой газету и обсуждают написанное в ней с тобой, встретившись случайно
В общем, на этой выставке у меня было такое звенящее восторженное настроение правоты, фразой "На Марсе жизнь есть!" его можно передать, она ко мне и пришла на выставке, и это совсем не оттого, что я поклонник СССР или ГДР или пионерского образа жизни или чего-то такого (на фотках такого и нет, как и не только повседневность, но и думы об искусстве и высокое фотоискусство ГДР, это именно художественное фото собрано там). Скорее, некоторое культурное удушение по поводу прошлого чувствую, и это мне не нравится, ограниченность взглядов назад. Да куда угодно, и уже притом беспричинная (когда на мозги может уже и не давить радость по поводу разрушения Стены).
Peter Oehlmann, Восточный Берлин
Он же, из серии "Картинки Серой Страны"
Дальше я, пожалуй, без имён фотографов, а то мне надоедает их печатать, вспомнилось, что справочно можно озаботиться в Гугле, или спросить в комментариях, короче, дальше если только особенно что-то значимо и стоит прокомментировать, что-то пишу. Таким образом, если подписи не стоит непосредственно под фотографией, то авторством можно поинтересоваться в Гугле или у меня в комментариях.
Сами фотографии я пытался найти через Гугль, а которые не нашёл, то с моего фотоаппарата без особенной правки, прошу простить. Короче, получилось чёрт ногу сломит, но все эти загрузки-копошения по серверам, подписи и прочая рутина аккуратничанья и библиографической доблести очень мне что-то надоели в наш-то век когда всё само прикрепляться уже должно и интернет пора без проводов уже провести прямо в голову. Или лучше прямо из головы в голову без всей этой возни с фотоаппаратами и загрузками-нагрузками по серверам.
А вот много было фотографий Christian-а Borchert-а, целая стена простых ГДР-овских семей с подписями профессий отцов семей, одна стена работниц-женщин на руинах Берлина, и потом одна стена фотографий актрис ГДР-овских театров, тоже его работы.
Арно Фишер
Ursula Arnold, тоже фотографии Берлина
А это фото Сибил Бергеман, очень интересная фотограф, я был на её выставке в восемь огромных залов, там были все стены в её поляроидных отличных снимках квартиры и друзей того же времени что этот зал Дворца Республики в центре Берлина, который снесли недавно по идеологическим причинам, да и по архитектурным - это был типовой ДК.
Тоже её фото.
А это вообще знатный перец, Matthias Hoch, было много фотографий берлинских станций метро. Они большинством такие и остались. Берлин всё ещё отстраивается, кстати. И после войны и после ГДР.
Вот здесь
ещё его картинки и Сибил Бергман и других в хорошем разрешении.
Ulrich Wüst, это огромная туманная берлинская серия, я был в восторге сегодня. У нас что-то таких деньков так и нет с начала осени. Она очень болдинская идёт, сухая, солнечная, а такие сырые дни мне нравятся. Промозглые. Не много чтобы их было, но чтобы были для контраста.
Это и далее (до нового объявления... ой, всё же как тупо я поступил, выбрав такую странную систему справок-несправок) картинки Гундулы Шульце-Эльдови.
Увы, у одной стены с её фотографиями, где сфотографированы сцены игр детей, и они часто голые, придурочно стоит тётенька-надсмотрщица или как их там называют и всем даже издали запрещает фотографировать. В интернете тоже всё потёрто.
Я не понимаю, а как же на публичное обозрение выставлено?!
Ну и далее ещё 42 фотографии уже с моего фотоаппарата, разнобой и вышеназванные заинтересовавшие меня авторы, но эти работы в сети мне не встретились.