«Баба Валя» - ребенок войны, отец пропал без вести, потом нашелся через много лет, так что стало их, отцов, сразу двое, и оба любимых. Детство прошло в селе Ставыще, киевской области. Одно из ярких воспоминаний этого периода: как взрослые шли на поле работать, а детей привязывали за ногу к столу, в том числе и маленькую Валю. Девочка выла целый день, до прихода взрослых. Однажды, во время такого вытья, она как бы увидела себя со стороны и - вмиг осознала, что этот ужасный звук, который заполняет весь дом - издает она сама, это она плачет. С тех пор перестала.
Обнаружился талант к рисованию - созрело решение поступать в Киевский строительный институт (КИСИ), и, подготовившись, да поработав год на вредном производстве (изготовление калош) - стала студенткой и будущим художником-архитектором и будущей супругой и верной подругой жизни художника-архитектора и будущей матерью художника и, как ни странно, по-своему, архитектора.
Как художник-архитектор Валентина Стахеева трудилась на благо родины, проектируя, наряду с группой сотрудников-интеръерщиков (руководитель - Роман Гупало), такие объекты как Дворец Спорта, Дворец Украина и др.
Существует легенда что супруги никогда не ссорились. Об этом свидетельствует эпизод, произошедший с Юрием Химичем и его женой Валентиной во время карпатской экспедиции по зарисовке деревянной архитектуры. Обычно группа преподавателей и студентов, нарисовавшись с натуры за целый день, довольные и голодные устраивались на ночлег у местных жителей, славившихся своей гостеприимностью. Но чета Химичей неожиданно для себя получила «от ворот поворот» и на вопрос
- а чому?
Було:
- а тому шо ви - не чоловік і дружина, ви - любаси!
- як це любаси, чому?
- ми за вами дивились цілий день - ви ніколи не сваритесь!
Ага. На следующий день на залитой солнцем полоныне разыгрался показательный семейный скандал… и к вечеру подружжя ждал щедрый ужин и ночлег.
Карпаты
Серия работ Валентины Стахеевой - возникла во время ее студенческих зарисовок с натуры, и позже - когда она сопровождала Юрия Химича в его бесконечных путешествиях по странам СССР. Во многом она - послушная ученица своего учителя, на многих работах чувствуются следы авторитарной правки Химича - зрелого и самобытного художника. И все же, архитектурные пейзажи ее - тонкие и женственные. А главное, что человек она была хороший.
Армения и Грузия
Киев - Выдубецкий и старый ботсад
Луцк и Львов
Чернигов и Новгород-Северский
Смотреть весь архив (публикуется впервые) можно здесь, под автопортретом -
достойные примеры своего жанра - архитектурный пейзаж 1960-х-70-х гг.
Стахеева Миша Химич читал, не выдержал, и решил добавить несколько слов от себя.
Иногда удается подобрать удачное слово преимущественно характеризующее того или иного человека. В случае с моей мамой, это слово - жертвенность. Конечно, жизнь моей мамы, как и отношения ее с отцом, значительно сложней и неоднозначней, чем повествование экзампла. Мы жили втроем в одной комнате двухкомнатной квартиры - я, мама и отец. В другой комнате жила бабушка - Ганя - папина мама. Здесь, на площади 15 кв.м отец нарисовал большую часть своих легендарных 20-ти тысяч работ. Думаю, подобная интенсивность творчества была бы невозможна, если бы не жертвенное смирение мамы. Конечно, она подобных слов не знала. На всю жизнь она лишила себя приятного досуга, радостей семейного уюта, предпочтя взамен общение с безудержным, как локомотив, пассионарием. Также отрывала она от себя и деньги - вещество, которое всегда водилось в семье, но которым мать и отец патологически не умели пользоваться для себя. Мама раздавала деньги, меценатствуя родственникам, их друзьям и друзьям их друзей. Как хочется верить, что все, как кажется, катастрофически недополученное мамой в земной жизни (она умерла в 60, после продолжительного угасания), воздастся ей сторицей в лучшем мире. Сама же мама никогда не жаловалась на трудную жизнь, говорила, что счастлива и благодарна судьбе.