Некоторые соображения по поводу применения клепано-пришивного доспеха (чешуи) в средневековой Западной Европе.
Вместо вступления: Я не историк. Ну то есть в профильных институтах не обучался и следовательно строить статьи в соответствии с принятыми ноне научными канонами не умею. А посему пишу от души, возможно где то слишком обывательски - ну да не в этом суть. Как говаривал К.Прутков: «Зри в корень!». Здесь значит думай о чем написано, а не как написано.
Начнем с того, что пластинчатый нашивной или клепано-нашивной доспех (далее именуемый для простоты - чешуя), это всего лишь способ защитить тело владельца в бою металлическими пластинами. При этом пластины идут поверх основы, что несомненно упрощает уход и делает доспех в целом более долговечным. Про долговечность и уход - это на основе личного опыта ношения как платтенроха(нем.) ( оно же коат-оф-плейта(анг.), бригандина (совр. русск. реконс.) ), так и собственно чешуи.
Следовательно, нет ничего удивительного, что чешуя в Западной Европе также наравне с другими видами, применялась как защита конечностей, головы и корпуса. Раньше неоднократно сталкивался с мнением, что чешуйчатая защита корпуса для 14-16 века это удел славянского или византийского доспеха, в Европе же он якобы был полностью забыт после эпохи каролингов. Единственное, где наличие чешуи признавалось, это безусловно юбки и некие эрзацы боевых наголовий. Однако при более подробном рассмотрении изобразительных источников (миниатюр, картин, скульптур) пришел к выводу что выше обозначенное утверждение есть некоторого рода заблуждение, либо умышленный обход сего факта.
Но обо всем по порядку. Итак, первым и самым распространенным местом, где судя по изо применялась чешуя, являются защита таза и паховой области, далее именуемая юбкой. Первое что мне встретилось: Azzo von Kuenring und 3 Ritter, Darstellung um 1310
Сочетание на одном, тем более что не библейском сюжете двух характерных изображений доспеха (на главном героя явная стилистика византийской иконописи, а на остальных - типичная для Западной Европы) показалось мне маловероятным просто как художественный стиль.При том что все остальные детали вооружения Azzo von Kuenring-а (кольчужные чулки, хауберг единый с рукавицами, наколенники) оставлены без изменений в сугубо Западно-европейском стиле. Так что остается только предположить, что данный субъект при жизни действительно носил что то восточное на корпусе, чем явно выделялся и запомнился художнику. При том не удивлюсь, если форму этого восточного (славянского или византийского) художник мог подсмотреть на иконописи последних . Отсюда и каноничный для востока неметаллический цвет корпусного доспеха. Но вот короткая юбка из больших прямоугольных пластин с центральной клепкой в два ряда - идентифицируется однозначно. Археологический материал по таким пластинам на территории Руси есть. Возможные поставки доспеха с востока в Европу частично подтверждают артефакты могильника Визбю.
Далее по юбкам. Фландрия 1400 Роман об Александре (очередной)
Здесь мы видим уже другую форму пластин. качество изображения не дает точного представления, что имел в виду автор центральными полосками на этой чешуе. Наиболее вероятно что каждая пластина имеет центральное ребро жесткости. Однако судя по идентичности цветового заполнения латных ног, кольчужных чулок и пластин юбки, материал оной однозначно определяется как сталь.
Следующее: 1400-1410 Belagerung Von Koln durch die Hunnen
Здесь уже два представителя чешуйчатых юбок. Один уже знакомый нам вариант вытянутыми закругленными чешуйками. Второй - с пластинами прямоугольной формы. Про последние хочется уточнить. Судя по черточкам в их верхних краях, может создаться впечатление, что эта пластины не металлические, или что это вообще не пластины, а скажем простёжка на ткани. Цвет тут не определяющ, так как соседний чехол для болтов явно не мог быть металлическим. Отдельно прошу обратить внимание на форму и конструкцию наплечников на обоих арбалетчиках. В дальнейшем это окажется весьма важной деталью.
Богатый урожай чешуйчатых элементов дают хроники Сен-Дени.
Рассмотрим по порядку.
На первых двух приведенных изображениях мы видим только боевые наголовья, предположительно из чешуек, наклепанных на кожаную основу. Примечательно же третье из приведенных изображений. По мимо чешуйчатого наголовья, мы видим несколько вариантов юбок из прямоугольных пластин. Цвет здесь так же не считаю определяющим. Взять к примеру изображение арбалетчика на переднем плане и крайнего воина в железной шапке в формой купола а-ля "фригийский колпак". У последнего в желтый цвет окрашен собственно шлем и нижняя часть налатника, складки которого проработаны четко, и корее всего он имел простеганный горизонтально подол. А вот у арбалетчика же точно таким же цветом выкрашена юбка. К тому же его четко определяемые латные ноги выкрашены в красный цвет - что еще раз доказывает, что использование цвета на данном изображении как определяющего фактора для оценки возможного материала чешуи просто неуместно. Кстати тут мы опять видим характерные формы и конструкции наплечников.
Вот статуэтка примерно того же времени, дающая представление о форме пластин - так раз вариант с центральным ребром жесткости правда уже наблюдается прямоугольная форма с закругленными углами.
Ну и последнее на сегодня:
Ну и конечно совсем поздние варианты конца 15 и начала 16 века:
причем на первой работе юбка является частью так называемого "героического доспеха" - не имеющего музейных или археологических аналогов, но формы которого прослеживаются по множеству изобразительных источников. А на работе Сиорелли на крайне правом поверх доспеха надет налатник, посему есть подозрения, что юбка тут, как вариант, это продолжение полностью чешуйчатой корпусной защиты.
Собственно в юбках нет ничего удивительного. А теперь о чешуйчатых панцирях.
Собственно на самом первом приведенном изображении в этой статье такой панцирь можно наблюдать. Но он далеко не одинок. Романы об Александре дают нам вот какие экземпляры:
Изображения из РоА ставят только 1 вопрос - почему художник явно выделил чешуйчатое строение корпусного доспеха ( пришивка по верхнему краю плюс центральная клепка) но закрасил его не металлическим цветом, а красным или синим? хотя если вспомнить восточную традицию иконописи, там тоже чешуйчатые элементы закрашивались различным цветом, порой далеким от металлических оттенков. Но способ монтажа чешуек определяется весьма однозначно. так же однозначно он определяется на героических доспехах из следующего изображения:
Ну а теперь самое вкусное:
1) Ян ван Эйк:
Внимательно смотрим на персонажа в шлеме с ронделями, характерном горжете и чешуйчатом корпусе с характерной формой наплечников.
2) И точно такие же формы и конструкции, только корпус собран из более крупных пластин мы видим у спящего стража из кафедрального собора во Фрибурге
То, что у спящего стража, как и у персонажа картины Ван Эйка корпус выполнен из жестко скрепленных на плотную основу (предположительно кожу) металлических пластин указывает характерная форма кирасы и наличие на ней крепления для фокра. Доспех здесь составляет единое целое с юбкой и имеет застежки на спине (в этом можно убедиться, купив книгу
"Воинские традиции швейцарского средневековья", где представлены фотографии сей скульптуры со всех сторон).
Отсудствие же центральных клепок, я могук обяснить следующими рассуждениями. на многих статуях и надгробиях того времени имеются шинные элементы, усиливающие вероятнее всего детали доспеха, выполненные из вываренной кожи. Так вот, фальш-заклепки на кожаных участках элементов доспеха на этих статуях и надгробиях четко показаны, а клёпок удерживающих сами шины чаще всего не видно. посему можно сделать вывод, что вот конкретно эта чешуя из Фрибурга, а так же упомянутые выше шинные элементы клепались "впотай", и соответственно на статуе едва различимые следы заклепок не показаны.
В дополнении приведу еще одну юбку от героического доспеха с картины Ван Эйка:
Это к слову о возможном количестве клепок на европейских чешуях.
На этом пока закончу. Выводы - выводы для меня однозначны - чешуйчатый доспех вполне себе имел хождение в западной европе не только в темные века, но и в развитое и позднее средневековье. И упускать из реконструкции этот тип вооружения, значит обеднять наши знания о материальной культуре Западной Европы тех времен.
П.С. И чует мое сердце, где нибудь в запасниках западных военных музеев чешуйки от этих доспехов вполне себе мирно покоятся. Вот только какой смысл их выставлять на экспозицию, когда есть полные латы, отделанные бархатом бригандины и прочие красивости средневекового доспехостроения. А россыпи ржавых пластинок - это удел восточных варваров. ;) Вот как то так. :)
УПД: Крайне уважаемый Куркин Андрей поделился со мной вот таки фото:
Раньше данный манекен стоял на экспозиции в Порт де ла Хал (Музей Армии в Брюсселе). Теперь там его нет. Теперь вместо него композитные латы ( сборная солянка сиречь) вот с этим самым шлемом, а корпусный чешуйчатый доспех, изначально поименованный работниками как корацина, куда то исчез.