Я очень долго училась водить машину. Больше года я занималась с инструкторами. Сначала с одним - престарелым дяденькой, называвшим меня «дорогушей» и время от времени впадавшим в ярость от моей нерешительности или тугодумия, потом с другим, таким же престарелым, но более спокойным (первый бросил меня после полугода занятий, очевидно, не выдержали нервы). Второй называл меня «сахарная моя» и периодически делился со мной переживаниями из своей довольно интенсивной (кто бы мог подумать) личной жизни. Честно говоря, я бы предпочла, чтобы он этого не делал. В общем я успешно сдала теорию, после пары месяцев зубрежки и нервов (каков должен быть промежуток между бороздами на шинах, я помню до сих пор, а вот формулу торможения, хоть убей, забыла, и вряд ли уже она вспомнится мне во время быстрой езды на автобане в момент, когда нужно срочно рассчитать тормозной путь между твоей машиной и несущимся впереди грузовиком). После сдачи теории я очень долго наезжала круги по району вокруг моей работы, распугивая пешеходов и расшатывая нервы инструктору с яркой личной жизнью (у него была «девушка», и иногда они менялись партнерами с другими парами).
В какой-то момент инструктор сказал, что
пробил час и, так сказать, пора. Перед экзаменом я ужасно нервничала. Надо сказать, что я не тот тип, который слова не может вымолвить на экзамене, потому что у него пересыхает в горле и забываются вдруг все слова. Но тут вдруг почему-то я испытывала почти панический страх перед этим несчастным экзаменом. В день экзамена я явилась в школу вождения после бессонной ночи с красиво подведенными глазами, чтобы не так заметны были синяки под ними. Мой инструктор был очень сдержан и сух. Атмосфера в школе была нервозная. Ожидающие мяли в руках учебники по теории (на практическом экзамене нужно было ответить на три вопроса по теории, например, про борозды на шинах, будь они неладны). Кто-то нервно покусывал шоколадные батончики, кто-то так же нервно курил на пороге. Все гадали, какой им достанется экзаменатор. Экзаменаторы были разные - добры и злые. Об этом говорили сами инструкторы. На этой дихотомии держится весь мир, так что уж говорить об экзаменах на права. Я честно не помню, какой экзаменатор мне попался. Может быть, я слишком нервничала, чтобы спросить, или не было времени. Помню только, что у моего инструктора было очень напряженное и недовольное лицо. Мы сели в машину, я за руль, инструктор рядом, экзаменатор сзади. Я пристегнулась, проверила зеркала и мы поехали. Экзамен длился 45 минут, и эти 45 минут были для меня пыткой. Даже сейчас, когда я описываю все это, у меня потеют руки, хотя прошло уже года 3. Я не понимала, как ехала, но экзамен не прерывался, что было хорошим знаком. Осталось 5 минут до конца. Я поворачивала с одной улицы на другую. Вокруг было тихо и пусто. Перед въездом на дорогу стоял знак «стоп». Я ехала очень медленно, на одном сцеплении, и смотрела вокруг. Ни души. Я проехала на дорогу… И тут инструктор рванул тормоз, а экзаменатор закричал: «Как так можно? Что вы делаете?!» Здесь был знак «стоп», а я не остановилась полностью… Но я же ехала на одном сцеплении, с улиточной скоростью. И вокруг никого не было… «Стоп - значит стоп, нужно было остановиться полностью. Вы не сдали!». Мой инструктор смотрел на меня таким взглядом, как будто я только что переехала его любимого кота, увела жену и спалила дом. Экзаменатор раздувался от возмущения. Это был провал.
Мой второй экзамен закончился минут через 10 после начала, а третий - минуты через 2. Я, обезумев от нервов, попыталась переехать велосипедиста. Точнее, думаю, все бы обошлось, и велосипедисту удалось бы избежать горькой участи, но инструктор мой так не считал, поэтому рванул тормоз и экзамен прервался, едва начавшись. Может быть, он и правильно сделал, а все-таки велосипедиста стоило проучить, ведь он прятался за спинами первых двух, которых я, гордясь собой, подметила в зеркале заднего вида и пропустила, а он, подло появился на дороге в самый неожиданный момент и сильно испортил мне жизнь.
Ну в общем у меня остался четвертый и последний шанс. После этого истекал срок моего экзамена по теории. Пришлось бы пересдавать теорию, снова платить деньги, и я бы уже просто не пошла на это. К тому же я прочитала, что после, кажется, шести провалившихся попыток тебя направляли на специальные психологические курсы, некую терапию для дебилов, и не мечтала туда попасть. Так что четвертый экзамен был моим последним шансом. Перед четвертым экзаменом у меня тряслись коленки, болел живот и мутнело в голове при мысли о предстоящей пытке. Я поняла, что здесь что-то не так - никогда еще я не испытывала такого состояния перед экзаменами! Я обратилась к психологу. За экспресс-сессию прямо перед экзаменом мы с ней проанализировали мой страх и покопались в моем подсознании. Вылезло много чего: уверенность, вселяемая в меня с детства, что я буду плохим водителем (сцена: я еду по полю на первой или второй передаче, от меня в сторону разбегаются гуси, все в машине, включая маму, бабушку и младшую сестру, орут); какие-то еще установки. Но самое главное - страх покалечить себя и семью, когда я получу права и буду ездить, страх попасть в аварию и кого-то убить. Мое подсознание саботировало все мои попытки получить права, чтобы не попасть именно в это ситуацию! Мы поработали над этим страхом и - о чудо! - он прошел. На следующий день я нервничала, но не так сильно. И хотя в начале я забыла проверить зеркала, хотя мой инструктор сидел с каменным лицом и во время экзамена лицо его все каменело и каменело, так что в конце я просто боялась на него взглянуть, хотя я забыла выключить мотор, стоя в ожидании шлагбаума, хотя я свернула налево не тогда, когда сказал экзаменатор, а на другую, незапланированную улицу… Я сдала!!!
Так я наконец стала водителем и пешеходы всех городов содрогнулись, услышав мой радостный вопль.