"Угрюм - река"

Mar 06, 2021 17:34

Прошла информация, что скоро выходит новый сериал по роману В. Шишкова "Угрюм - река"


Фото с сайта www.kino-teatr.ru

Имея сильное недоверие к современным экранизациям, вряд ли я буду его смотреть. Прежде всего, потому что несколько лет назад прочла впервые в жизни (!) книгу. И, конечно, смотрела телефильм конца 1960х.

Начну с фильма.


Фото из Википедии
1968 год. Развлечений в стране победившего социализма мало. И когда по тв начинают трансляцию 4-серийного фильма "Угрюм - река" - это событие всесоюзного масштаба. Подозреваю, что смотрели фильм всей семьей, с чады и домочадцы. А на следующий день - обсуждали. Взрослые - на работе, а мы в школе.

"В одном черном-черном городе была черная-черная улица, на которой стоял черный-черный дом..." Помните? Наши детские посиделки часто заканчивались рассказыванием страшных сказок. И я очень хорошо помню, что одной из самых жутких героинь этих ужастиков 60-х годов прошлого века была шаманка Синильга. Память услужливо вытаскивает из чулана картиночку: гроб на дереве, а из гроба свисает длинная черная коса. На таком видеоматериале можно было много страшилок нагородить)

image Click to view


В общем, Синильга запала в мое сердце навсегда.

И когда несколько лет назад я взялась за книгу, была удивлена ее широтой и глубиной.

Сюжет закручен порой как увлекательный детектив с элементами мистики. Интереснейшие описания быта и жизни конца 19 - начала 20 века, и описания от очевидца. Годы жизни писателя - 1873-1945, и пишет он о том, что сам видел и знал. Пишет талантливо, интересно, и со знанием дела. Работая горным инженером в Сибири, он сам описываемые места облазил с розыскными партиями, знал, как живут люди в глухих этих местах, как моют золото, как охотятся, как голодают и мрут на различных работах. Или как , имея деньги, строят дворцы и живут посреди тайги как в городе Париже.

Вообще, описания быта и жизни в романе - самое интересное. Я, например, ошарашена была, узнав, насколько широко телефонизирована была тайга больше ста лет назад!
А вот такая цитатка из книги( действие происходит в глухой тайге):

"Ибрагим стоял у костра подбоченившись, пристально вглядывался в лицо Прохора, жутко молчал. Прохор пересел на валежину, подальше, в тень.
- У меня в кибитке походный телефон. Чрез полчаса здесь будут две сотни казаков."

Походный телефон! Это вообще фантастика какая-то!

Книга полна интересных персонажей. Помимо главных героев там еще куча второстепенных героев, которые выписаны довольно подробно. Приказчик Илья Сохатых - это такой "клован", от сохи, но полный благородных стремлений. Перенимающий французский политес на таёжный лад, постоянно попадающий в смешные ситуации.

Жена Прохора Громова Нина - о ней вообще отдельно надо говорить.

Верочка - дочка Прохора и Нины. Ей 5 лет, но она умница, философ и редкая юмористка.

Книга писалась в конце 1920х - начале 1930х годов. Видимо, идеологические требования к литературе уже работали - в романе описаны революционеры, ячейки, прокламации и стачки. Но, судя по всему, пресс коммунистической идеологии был еще не так силен. Упоминания о них в общем повествовании не идут сплошняком, оставляя достаточно места для описания неидеологических моментов.
Роман где-то напоминает анекдот про то, как автор правил роман по требованию редактора. Когда ему указали, что в романе мало народности, он добавил фразу: "А за углом гнули рельсу. А ну её нах.. , сказали мужики. Пойдём домой, догнём завтра..."

Так и Шишков пишет. Встрепенется, вспомнит, что народности маловато - напишет про стачку и расстрел рабочих. А потом опять углубится в то, что ему более интересно - про жизнь тунгусов, про быт России тех лет, про уральские заводы, про таежные прииски, про образование, больницы, училок и инженеров.

Нет, не буду я новую экранизацию смотреть... Перелистала опять кадры из нового фильма. Это в какой таежной парикмахерской Анфисе такие кудри навивали?)))



Люблю историческую правду, не хочу очередных "Бриджертонов")))

чтение, кино, #сновавесна, литература, марафон365-весна2021, в стране литературных героев

Previous post Next post
Up