Над нами слишком довлеет инерция. Дни катятся за днями, наполненные житейской суетой. Вырваться из бытовой рутины бывает очень сложно, особенно в трудные времена, когда выход из накатанной колеи грозит бездорожьем, слякотью и угрозой полной неизведанности. Понимаешь, что дорога ведёт куда-то не туда, что ресурсы движения истощаются и что в этой колее можно застрять на веки вечные. Оттягиваешь медленно назревающее решение раз за разом и никак не можешь преодолеть инерцию собственной воли.
В большинстве случаев, чтобы выйти из ступора инерции, необходим какой-то внешний толчок, встряска. Иногда хватает простой пощёчины. Чаще же всего к решительному действию, судьбоносному поступку людей побуждает угроза смертельной болезни. В индивидуальном плане в последнее время многих отрезвляло подозрение на рак. Даже когда диагноз оказывался ложным, многие люди задумывались об истинности своего бытия и о смысле жизни вообще. Задумывались, меняли образ жизни, вступали в борьбу с обрушивавшейся страшной болезнью и побеждали её.
Россия долго безвольно дрейфовала в фарватере пути, проложенного для неё в 1990-е годы западными странами, в первую очередь Соединёнными Штатами Америки. В этот дрейф наша страна легла в начале 2000-х годов, когда выяснилось, что с Западом нам не по пути, но и для прокладки собственного курса у нас нет ни сил, ни реальных возможностей. Оказавшись в ментальном и духовном тупике, мы легли в этот дрейф, чтобы трезво оглядеться, набраться сил и принять оптимальное решение.
В последнее время мы уже достаточно осмотрелись, основательно во всём разобрались и созрели для более или менее решительных шагов. Такими шагами стали смена в стране бездеятельного правительства, продолжавшего держать руль в западном направлении, и внесение поправок в Конституцию РФ, «любезно» подготовленную для нас в 1990-х годах американскими специалистами. Среди предлагаемых сверху поправок не оказалось даже минимальных ограничений частной собственности, но народу расширяются социальные гарантии, а властные структуры освобождаются от диктата международного (читай - навязываемого США) законодательства.
Но всё это было ВЧЕРА, до вмешательства в международную ситуацию коронавируса. Коронавирус полностью «обнулил» значение не только предложенных поправок, но и самой Конституции РФ. Официозные СМИ и проплаченные лоббисты всё ещё продолжают время от времени напоминать о благости поправок, но делают это как-то очень уж дежурно, вызывая раздражение и недоумение у читателей и зрителей. Им, этим СМИ и лоббистам, невдомёк, что вчерашние решения устарели и что по окончании эпидемии нужно будет вносить новые поправки в старые «поправки», причём поправки очень существенные, касающиеся, в том числе, и священной коровы - частной собственности.
Что касается обновлённого правительства, то коронавирус и здесь грубо всё изменил и расставил собственные приоритеты. Те цели и задачи, ради которых было отправлено в отставку прежнее правительство и назначены новые люди, СЕГОДНЯ канули в Лету. Коронавирус поставил перед новым составом правительства примитивную, но воистину судьбоносную альтернативу: либо они быстро, чётко и по-деловому справляются с всенародной бедой, либо вирус с позором похоронит их личностные амбиции, а заодно и всю страну.
Кто бы и с какой целью ни напустил на мир гибельную заразу, сейчас это вопрос второстепенный. Мы их поисками и исследованием займёмся позже и сделаем суровые выводы. Сейчас главное - сама беда и борьба с ней всем миром. При этом мы не должны оглядываться по сторонам и успокаивать себя тем, что кому-то хуже, чем нам. Беда пришла не куда-то вообще, а именно в нашу страну, и именно мы, наш народ и наше руководство, должны «засучить рукава». Так было всегда и так должно быть и СЕГОДНЯ. Справимся со своей бедой, можно будет и другим помочь. Сейчас же лозунг один - «всё для фронта, всё для победы».
Пусть никто не обманывает себя и других - на нас действительно обрушилась война. Враг вступил на территорию нашей страны, враг безжалостный и коварный. Мы не знаем его в лицо, ибо он невидим и не слышим. Но то, что он враг для россиян и что он наносит людям реальный урон, а стране колоссальный ущерб, в этом сомневаться не приходится. В России насчитывается на СЕГОДНЯ более 100 тысяч инфицированных больных, которых с полным основанием можно причислить к «раненым», и свыше 1 тысячи умерших, которых тоже по праву можно считать «убитыми». Завтра тех и других может оказаться намного больше. О послезавтра даже думать не хочется, хотя и придётся.
Как уже, бывало, не однажды, внезапность нападения и неразбериха в первые дни бактериологической войны породили у руководства страны и основной массы людей шапкозакидательские настроения. Мы тешили себя низкими цифрами заражения и смертности в России по сравнению с такими странами, как Китай, США, Италия и Испания, и на этом основании полагали, что беда обойдёт нас стороной. Мы бросились помогать Италии, Сербии и даже США, которые, не исключено, являются виновниками не только всех наших прежних бед, но и этой всемирной беды. Многие руководители и простые чиновники на местах, подхватывая заразу за рубежом, без всякой страховки приступали к своим обязанностям и становились очагами заражения.
Сейчас мы все опомнились немного и начинаем осознавать истинные масштабы обрушившегося на страну и народ бедствия. Но духом, волей мы всё ещё не готовы дать врагу решительный отпор - такой, например, как дал Китай, мобилизовав все силы государства и народа на борьбу с коронавирусом. У нас всё ещё сильны оглядка на Швецию и Белоруссию, вопли о наступлении на свободы людей, стоны о тяжести самоизоляции. Но полумеры только растянут сроки бедствия и увеличат его физические и моральные тяготы и утраты.
Что мы имеем на СЕГОДНЯ в борьбе с коронавирусом? Президент регулярно проводит совещания и даёт общие установки, иногда с нелицеприятными формулировками. Правительство приняло уже второй пакет мер с выделением сотен миллиардов рублей. Готовится третий пакет. Медицинские учреждения и специалисты мобилизованы и вышли на передний край борьбы. Начала поступать какая-то помощь семьям с детьми, безработным, малому и среднему бизнесу. Народ терпит и по привычке затягивает пояса, уменьшая расходы на всё, кроме лекарств и питания. Снижение вдвое потребления алкоголя говорит об укреплении воли и разума.
Из этого можно сделать вывод, что власть и народ впервые вместе впряглись в оглобли беды: власть в кои-то веки занялась общественно полезным делом, а народ, как всегда в годину испытаний, включил свой испытанный великий ресурс - терпение. А где же оказываются наше общество и наш олигархат в этой чрезвычайной ситуации? Общество делегировало волонтёров и сочло, что этого с него вполне достаточно. Совершив этот великий подвиг, оно разбилось на два лагеря. Точно по сценарию пушкинского «Пира во время чумы» одна часть общества (назовём её Мери) затянула унылую похоронную песню, а другая (Луиза) - разразилась «буйной вакхической песнью», порождённой чарами вина.
Что касается нашего олигархата, то здесь уместно уподобить его пушкинскому председателю уличного застолья, поющему хвалу Чуме (именно с заглавной буквы!) и призывающему запереться от Чумы, зажечь огни, налить бокалы и утопить в вине умы. Эта аналогия невольно приходит на ум при чтении известия о том, что уже в ходе эпидемии коронавируса 8 российских долларовых миллиардеров намного увеличили свои капиталы. Вот уж воистину «кому - война, а кому - мать родна»: кто-то сверлит дырки в ремне, а эти потирают руки от алчной радости.
Полагаю, что страна должна знать поимённо этих «героев» нашего горестного времени. Это - семья Сулеймана Керимова, Аркадий Ротенберг, Михаил Прохоров, Виктор Харитонин (кстати - разбогатевший на Арбидоле, то есть именно на народной беде!), Владимир Потанин, Андрей Скоч, Алишер Усманов и Павел Дуров. При этом только о Потанине упоминается, что он выделил 1 миллиард рублей (это меньше сотой доли не всего его капитала, а только новой прибыли) на борьбу с коронавирусом. Об Усманове мы знаем, что он задолго до беды дал деньги на строительство спорткомплекса, по сути, для своей жены. Прохоров же скандально прославился угроблением российского биатлона, которым взялся руководить.
Но долларовых миллиардеров у нас насчитывается больше сотни! В 2019 году в прессу просочилась информация об их готовности выделить на развитие экономики страны 30 триллионов(!) рублей, но при условии нейтрализации активности российских силовых структур. То есть речь попросту шла о щедром посуле, обещанном в обмен на реальную передачу власти в их загребущие руки. СЕГОДНЯ, во время всенародной беды, наши богачи притихли и приумолкли. Но это очень недобрая тишина. Денег на реальную борьбу с коронавирусом они уже не предлагают, хотя, судя по проблемам Рублёвки, эта беда в личном плане может и их коснуться. Затаились они неспроста и явно чего-то выжидают.
Не так уж трудно догадаться, чего ждут наши олигархи и для чего берегут свои огромные капиталы, в совокупности равные или даже превосходящие бюджет российского государства. Ждут они поражения российского правительства в борьбе с коронавирусом и берегут кубышки для покупки власти и навязывания нашему народу колониальных порядков. А это значит, что они сейчас заодно не только с нашим нынешним врагом - коронавирусом, но и теми, кто напустил эту заразу на весь мир, включая и нашу страну. Если ВЧЕРА у кого-то были какие-то сомнения в отношении нашего олигархата, то СЕГОДНЯ они должны развеяться: олигархи и родились под покровительством Запада, и служить они будут только ему.
Как всегда в ходе всенародной беды, рассчитывать мы можем только на свои силы - на волю, мощь и организованность российского государства, и сплочённость и единство российского народа. Олигархат из рядов борцов с коронавирусом мы должны не только полностью исключить, но и иметь в виду его природную склонность к предательству. Посему мы должны сохранять бдительность и быть готовыми к пресечению любых попыток пособничества врагу, исходящих из олигархического лагеря.
Другое дело - российское общество. Оно противоречиво, разношёрстно и начисто лишено единства. Но в этом не только его извечная слабость, но и неизбывный потенциал возможностей в годину испытаний. С российским обществом можно и нужно работать и привлекать его на сторону народа, из которого оно в разное время вышло и которому, при своём рождении, давало клятву верно служить - учить, просвещать, лечить, культурой облегчать его жизнь и создавать духовную комфортность. Подобно клятве Гиппократа, эту свою святую клятву представители светского общества тоже частенько забывают, но при напоминании в их душе может всё же что-то ёкнуть. Ведь для пробуждения души порой не так уж много и нужно.
Всё зависит от того, кто и как будет напоминать российскому обществу о его долге в трудную для Отечества минуту. Наш народ слишком деликатен и самодостаточен, чтобы взывать о помощи к обществу. Государство столько раз предавало общество, что его голос в ответственный момент может и не быть услышан. Наоборот, он даже может спровоцировать у какой-то части общества неприкрытое злорадство. Весь расчёт здесь может быть только на лучших людей, - тех, кто в горниле испытаний не запятнал свою честь и сохранил своё достоинство. То есть речь идёт об интеллигенции, но новой, чистой, духовно возрождающейся.
В отличие от погрязшего в скепсисе Запада у нас чтят «классиков», то есть те нравственные, духовные и жертвенные ориентиры, которые, словно путеводные вехи, расставлены по всему пути развития нашего народа, общества и государства. Чтят, несмотря на всю ту грязь, которой богомоловы и серебренниковы в угоду Западу постарались запачкать их лики. Но наши классики не только творили великие произведения искусства, но и в собственной жизни стремились к нравственному подвигу. Хочу здесь сослаться на пример Льва Толстого.
У Толстого было много внешне наносного: граф был ершистым и не терпел лжи. За это ухватывались сонмы критиканов, почти не скрывая своей зависти и ненависти. Но нутро у Льва Николаевича было цельное, верное и доброе. Причём не в мелочах, а в главном, существенном. Вот пример его отклика на народную беду. В 1891-1892 годах, во время массового голода в Поволжье, Лев Толстой отправил в Самару своего сына Льва, который открыл в губернии две сотни бесплатных столовых и снабжал десятки тысяч крестьян мукой и дровами. Помимо этого, Толстой пожертвовал голодающим 30 тысяч рублей наличными. Это большие по тем временам деньги. Кто из нынешних велеречивых «бесогонов» может в этом плане сравниться с подвергнутым отлучению от церкви великим нравственником Толстым?!
Сейчас самое время подняться и выйти на передний край борьбы с национальным бедствием всему самому честному, деятельному и порядочному, что сохранилось и притаилось в глубинах русско-российской нации. Именно сейчас настало время выхода на посевную страду всем тем, кто способен «сеять разумное, доброе, вечное». И пусть всходы брошенных в почву семян появятся гораздо позже. Не беда! Уже наличие в России самих сеятелей и проявление их активности изменит атмосферу в стране, заставит циников и хапуг поумерить свои аппетиты и, хотя бы для вида, вернуть народу часть награбленного.
Кто-то ныне стонет и клянёт «узы» карантина и ограничение свободы передвижения и комфортности бытия. Для какой-то части населения эти ограничения действительно невыносимы. Богеме, например, всегда не хватало свободы. Но на то она и богема - масса позёров, кичащихся своими мнимыми талантами и требующих к себе повышенного внимания. Подлинные художники, хотя и страдали от вынужденной изоляции, старались использовать её во благо, с максимальной пользой для творчества. В качестве примера достаточно сослаться на «болдинскую осень» Александра Пушкина, когда поэт превратил собственную ссылку в творческое пиршество.
Что должно быть камертоном и метрономом для творческих людей в годину всенародных испытаний? Разумеется, пафосность СЕГОДНЯ нужно запрятать в глубины своего сердца и оставить её там до лучших времён. СЕГОДНЯ не годится и надрывный, с ноткой завывания, трагизм. Необходим спокойный, взвешенный и реалистичный взгляд на мир и на самих себя. Мы не знаем, откуда на россиян свалилась беда - обрушилась ли она с неба, или выползла из-под земли. Но сейчас важно осознать серьёзность момента и понять значимость выпавшего на нашу долю испытания. Сейчас, как никогда, от людей, и творческой элиты - в первую очередь, требуется собранность, ответственность, деловитость, сосредоточенность на самом главном и верность самим себе, своему нравственному долгу.
Получив извне, с помощью смертельного вируса, сильнейшую встряску, мы СЕГОДНЯ должны разорвать путы инерции, освободиться из тенёт житейской суеты и бытовой рутины, подняться над всей этой мишурой и вновь ощутить себя Людьми. Да, да! Не тварью дрожащей, а именно богоподобными существами, хозяевами вверенной нашему попечению и изрядно загаженной нами же Земли. Вопрос сейчас ставится ребром: кто с честью и достоинством выйдет из нынешнего величайшего испытания, - тот и Победитель. Проигравший теряет, по сути, всё.
На кону современности поставлено слишком много. Мы СЕГОДНЯ не имеем права заигрываться, а должны отнестись к жизни серьёзно, - именно так, как она того требует и заслуживает.
Александр Афанасьев