Неизвестные подробности дела о растрате в НК «Бердяуш» Артёма Чайки

Feb 25, 2019 17:08





Коллаж: Герман Берг/G.Berg

Как и зачем бывшие руководители нерудной компании пытаются давить на суд при помощи громких имён? Что должен сын генерального прокурора России беглому менеджеру РЖД Сергею Вильшенко? И причём здесь может быть губернатор Челябинской области Борис Дубровский? Настало время ответить на каждый из этих вопросов.

Чертановский суд Москвы начал прения по делу о растрате 139,9 млн рублей в НК «Бердяуш». На скамье подсудимых три человека: бывшие руководители компании Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина, а также экономист Елена Дорожевич. Государственный обвинитель требует приговорить их к четырём, восьми и девяти годам лишения свободы соответственно. Впрочем, главный фигурант этого дела - бывший сотрудник РЖД Сергей Вильшенко - в зале суда ни разу не появился. По данным следствия, он скрывается за границей, получив по поддельным документам греческое гражданство.

НК «Бердяуш» (сегодня компания называется «ПНК-Урал») - крупный поставщик щебня для российских железных дорог. В 2014 году её приобрёл Артём Чайка. Новый собственник провёл внутренний аудит, в ходе которого были обнаружены фиктивные контракты на страхование и экспедирование грузов - так прежний менеджмент НК выводил в аффилированные с ним структуры деньги от подрядов РЖД. Эти факты стали причиной уголовного дела против Сергея Вильшенко, Екатерины Краснихиной, Дмитрия Супруна, Елены Дорожевич и Владимира Гаца.



Дело о растрате в «Бердяуше» выглядит обычной уголовкой, рано или поздно российские правоохранительные органы добьются экстрадиции Вильшенко на родину. Тем более, что это не единственное дело, в котором он засветился вместе со своей «командой». Вероятно, именно по этой причине кто-то настойчиво пытается придать процессу над ней политическую окраску. Руководителю «схемы» так будет проще получить статус беженца в Великобритании, а его помощники, по всей видимости, рассчитывают привлечь на свою сторону общественное мнение, чтобы надавить на суд.

Екатерина Краснихина, которая будучи под следствием родила ребёнка, направила обращение к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. В нём Краснихина назвала судебный процесс по делу «Бердяуша» ангажированным. Она связывает обвинение в растрате с попыткой нынешнего владельца нерудной компании Артёма Чайки избежать выполнения обязательств сделки по покупке этого актива у Сергея Вильшенко. По словам Краснихиной, Чайка якобы до сих пор не выплатил ему рыночную стоимость компании в 80 млн. долларов, которую, как сообщил РБК, «стороны зафиксировали в меморандуме».

Если бы всё обстояло именно так, то Вильшенко через своих представителей мог бы в судебном порядке потребовать исполнения условий меморандума. Артём Чайка приобрёл НК «Бердяуш» в 2014 году. Никаких признаков того, что подобный иск был подан со стороны Сергея Вильшенко, нам обнаружить не удалось. Ничего удивительного в этом нет, ведь ему нечего оспаривать. Неужели люди, которых бывший менеджер РЖД, по сути, использовал как расходный материал, думают, что суд не разберётся в структуре этой сделки?

Мы ещё вернёмся к этому вопросу, а пока ответим на другой: почему Краснихина и Ко уверены, что смогут манипулировать судом и общественным мнением? Всё просто! В другом деле им это почти удалось.

Челябинская сеть

Сергей Вильшенко, Екатерина Краснихина и Елена Дорожевич засветились в скандале с многомиллиардными хищениями на дорожных работах в Челябинской области. Действовали они по тому же принципу, что и в НК «Бердяуш», только масштабы были в десятки раз больше. Вильшенко и Краснихина входят в число бенефициаров 257 компаний, в числе которых крупные подрядчики регионального министерства строительства и инфраструктуры - «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и другие. Именно они якобы заплатили 3,4 млрд рублей откатов бывшему губернатору Михаилу Юревичу и депутату Госдумы Вадиму Белоусову. Мы говорим «якобы», потому что у нас есть серьёзные основания сомневаться в этой версии.

Во-первых, Юревич и Белоусов давно не при делах - первый уехал за границу, второй находится под следствием. Но связанные с Вильшенко компании продолжают получать контракты на строительство и ремонт дорог в уральском регионе. Не просто получают, а увеличивают объёмы «работ»! Во-вторых, тёща Белоусова, 76-летняя Маргарита Бутакова, рассказала о том, как реальные бенефициары «Дорожной революции» пытаются вывести себя из-под ответственности за гигантские хищения. Сама Бутакова проходит по уголовному делу как посредник в передаче взяток, свои соображения она изложила в открытом обращении на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина и генерального прокурора Юрия Чайки.

По словам Маргариты Бутаковой, дело против неё, Юревича, Белоусова и ещё одного «посредника» Чуркина построено исключительно на показаниях А.В. Башаева и К.Ю. Овчинникова. Оба руководили дорожно-строительными предприятиями, участвовавшими в распиле бюджетных денег в 2010-2014 годах. При этом Башаев являлся генеральным директором ООО «ТехноПарк», конечный бенефициар которого всё тот же Сергей Вильшенко. Бутакова заявляет, что в реальности группа Вильшенко не платила взяток Юревичу и Белоусову, а выводила эти деньги за границу через сеть подставных компаний либо обналичивала их на территории РФ.

Если Бутакову, Белоусова, Юревича и Чуркина признают виновными, провести повторное следствие и суд по этому делу будет невозможно, а значит реальные бенефициары «Дорожной революции» смогут избежать наказания. При этом очевидно, что ни Вильшенко, ни его «пешки» таковыми не являются. Ниточки от этих людей тянутся выше.

В ходе судебных заседаний по делу против Сергея Вильшенко и Екатерины Краснихиной были обнародованы документы, по которым они завещали свои доли в челябинских дорожно-строительных компаниях некой Татьяне Солончак. А ещё была предъявлена переписка Солончак и Краснихиной, из которой ясно, что последняя помогала ей с покупкой элитной недвижимости в Швейцарии и Великобритании. Но это не всё. В суде также было представлено свидетельство о рождении дочери Татьяны Солончак, где отцом ребёнка значится человек, чьи имя, фамилия, отчество, дата и год рождения полностью совпадают с данными действующего челябинского губернатора Бориса Дубровского. Выводы каждый может сделать сам.

Разве можно после этого удивляться тому, что крупные подряды в этом регионе по-прежнему выигрывают компании, засветившиеся в «Дорожной революции»? Вот свежий пример: предприятие «Южуралмост» (раньше входило в структуру «Южуралавтобана») получило тендер на 15,3 млрд рублей на содержание и ремонт челябинских дорог до 2021 года. Ситуацией заинтересовалась антимонопольная служба, хотя вряд ли это на что-то повлияет. В прошлом году ФАС уже возбуждала дело о сговоре в отношении Дубровского и руководства «Южуралмоста».

Повторим: при всём при этом «группе Вильшенко» удалось сформировать общественное мнение, что ни он, ни Краснихина ни в чём не виноваты - якобы создателями «челябинской схемы» были Михаил Юревич и Вадим Белоусов. Теперь эти дельцы пытаются повлиять на ход следствия в деле НК «Бердяуш».

Сложная сделка

Вернёмся к сделке о покупке нерудной компании Артёмом Чайкой. Из открытых источников нетрудно узнать, что он заключил с Сергеем Вильшенко два меморандума. Первый документ был подписан одновременно с продажей «Бердяуша» в 2014 году, согласно ему покупатель обязывался выплатить 80 млн долларов с отсрочкой на три года. Это именно тот меморандум, о котором заявляет Екатерина Краснихина. Якобы, когда пришёл срок платить, и появилось уголовное дело против «группы Вильшенко». Но как насчёт второго меморандума?

В том же 2014 году НК «Бердяуш» выиграла конкурс на покупку 75% минус две акции «Первой нерудной компании» (ПНК). Речь идёт о бывшей «дочке» РЖД, которая оперирует 18 щебеночными заводами. Желающих приобрести этот актив, чья деятельность полностью зависела от железнодорожной монополии, к слову, было немного. Артём Чайка оформил для этой цели кредит в Сбербанке на 4,6 млрд рублей. Поскольку после этой сделки бизнес «Бердяуша» увеличился в разы, они с Вильшенко подписали новое соглашение. Согласно второму меморандуму, вместо 80 млн долларов бывшему менеджеру РЖД причитались 20% «ПНК-Урал». Передача долей должна была состояться после того, как компания погасит задолженность перед Сбербанком, то есть - не раньше 2020 года.

Дальше выяснилось вот что: перед продажей частному инвестору из ПНК была выведена значительная часть вагонного парка. Кроме того, все перевозки щебня с предприятий «Первой нерудной компании» для нужд РЖД стали проходить через конкурс, который удивительным образом выигрывали дочерние структуры железнодорожной монополии. Из-за потери транспортной составляющей рентабельность ПНК оказалась под вопросом. Сергей Вильшенко, не без участия которого, по-видимому, возникла эта ситуация, «умыл руки». Его теневые бухгалтеры и номинальные директора оказались на скамье подсудимых, некоторые из них - на нарах в СИЗО. И вот теперь они пытаются выставить себя чуть ли не политическими заключёнными. Может ещё на премию Сахарова замахнутся?

По материалам СМИ

Герман Берг

экономика России, губернатор Дубровский, Прокуратура, Сергей Вильшенко, Владимир Гаца, Артём Чайка, РЖД, Юревич, экс-губернатор Челябинской области Михаи, Екатерина Краснихина

Previous post Next post
Up