Коллаж: Герман Берг/G.Berg
Как и зачем бывшие руководители нерудной компании пытаются давить на суд при помощи громких имён? Что должен сын генерального прокурора России беглому менеджеру РЖД Сергею Вильшенко? И причём здесь может быть губернатор Челябинской области Борис Дубровский? Настало время ответить на каждый из этих вопросов.
Чертановский суд Москвы начал прения по делу о растрате 139,9 млн рублей в НК «Бердяуш». На скамье подсудимых три человека: бывшие руководители компании Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина, а также экономист Елена Дорожевич. Государственный обвинитель требует приговорить их к четырём, восьми и девяти годам лишения свободы соответственно. Впрочем, главный фигурант этого дела - бывший сотрудник РЖД Сергей Вильшенко - в зале суда ни разу не появился. По данным следствия, он скрывается за границей, получив по поддельным документам греческое гражданство.
НК «Бердяуш» (сегодня компания называется «ПНК-Урал») - крупный поставщик щебня для российских железных дорог. В 2014 году её приобрёл Артём Чайка. Новый собственник провёл внутренний аудит, в ходе которого были обнаружены фиктивные контракты на страхование и экспедирование грузов - так прежний менеджмент НК выводил в аффилированные с ним структуры деньги от подрядов РЖД. Эти факты стали причиной уголовного дела против Сергея Вильшенко, Екатерины Краснихиной, Дмитрия Супруна, Елены Дорожевич и Владимира Гаца.
Дело о растрате в «Бердяуше» выглядит обычной уголовкой, рано или поздно российские правоохранительные органы добьются экстрадиции Вильшенко на родину. Тем более, что это не единственное дело, в котором он засветился вместе со своей «командой». Вероятно, именно по этой причине кто-то настойчиво пытается придать процессу над ней политическую окраску. Руководителю «схемы» так будет проще получить статус беженца в Великобритании, а его помощники, по всей видимости, рассчитывают привлечь на свою сторону общественное мнение, чтобы надавить на суд.
Екатерина Краснихина, которая будучи под следствием родила ребёнка, направила обращение к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. В нём Краснихина назвала судебный процесс по делу «Бердяуша» ангажированным. Она связывает обвинение в растрате с попыткой нынешнего владельца нерудной компании Артёма Чайки избежать выполнения обязательств сделки по покупке этого актива у Сергея Вильшенко. По словам Краснихиной, Чайка якобы до сих пор не выплатил ему рыночную стоимость компании в 80 млн. долларов, которую, как сообщил РБК, «стороны зафиксировали в меморандуме».
Если бы всё обстояло именно так, то Вильшенко через своих представителей мог бы в судебном порядке потребовать исполнения условий меморандума. Артём Чайка приобрёл НК «Бердяуш» в 2014 году. Никаких признаков того, что подобный иск был подан со стороны Сергея Вильшенко, нам обнаружить не удалось. Ничего удивительного в этом нет, ведь ему нечего оспаривать. Неужели люди, которых бывший менеджер РЖД, по сути, использовал как расходный материал, думают, что суд не разберётся в структуре этой сделки?
Мы ещё вернёмся к этому вопросу, а пока ответим на другой: почему Краснихина и Ко уверены, что смогут манипулировать судом и общественным мнением? Всё просто! В другом деле им это почти удалось.
Челябинская сеть
Сергей Вильшенко, Екатерина Краснихина и Елена Дорожевич засветились в скандале с многомиллиардными хищениями на дорожных работах в Челябинской области. Действовали они по тому же принципу, что и в НК «Бердяуш», только масштабы были в десятки раз больше. Вильшенко и Краснихина входят в число бенефициаров 257 компаний, в числе которых крупные подрядчики регионального министерства строительства и инфраструктуры - «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и другие. Именно они якобы заплатили 3,4 млрд рублей откатов бывшему губернатору Михаилу Юревичу и депутату Госдумы Вадиму Белоусову. Мы говорим «якобы», потому что у нас есть серьёзные основания сомневаться в этой версии.
Во-первых, Юревич и Белоусов давно не при делах - первый уехал за границу, второй находится под следствием. Но связанные с Вильшенко компании продолжают получать контракты на строительство и ремонт дорог в уральском регионе. Не просто получают, а увеличивают объёмы «работ»! Во-вторых, тёща Белоусова, 76-летняя Маргарита Бутакова, рассказала о том, как реальные бенефициары «Дорожной революции» пытаются вывести себя из-под ответственности за гигантские хищения. Сама Бутакова проходит по уголовному делу как посредник в передаче взяток, свои соображения она изложила в открытом обращении на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина и генерального прокурора Юрия Чайки.
По словам Маргариты Бутаковой, дело против неё, Юревича, Белоусова и ещё одного «посредника» Чуркина построено исключительно на показаниях А.В. Башаева и К.Ю. Овчинникова. Оба руководили дорожно-строительными предприятиями, участвовавшими в распиле бюджетных денег в 2010-2014 годах. При этом Башаев являлся генеральным директором ООО «ТехноПарк», конечный бенефициар которого всё тот же Сергей Вильшенко. Бутакова заявляет, что в реальности группа Вильшенко не платила взяток Юревичу и Белоусову, а выводила эти деньги за границу через сеть подставных компаний либо обналичивала их на территории РФ.
Если Бутакову, Белоусова, Юревича и Чуркина признают виновными, провести повторное следствие и суд по этому делу будет невозможно, а значит реальные бенефициары «Дорожной революции» смогут избежать наказания. При этом очевидно, что ни Вильшенко, ни его «пешки» таковыми не являются. Ниточки от этих людей тянутся выше.
В ходе судебных заседаний по делу против Сергея Вильшенко и Екатерины Краснихиной были обнародованы документы, по которым они завещали свои доли в челябинских дорожно-строительных компаниях некой Татьяне Солончак. А ещё была предъявлена переписка Солончак и Краснихиной, из которой ясно, что последняя помогала ей с покупкой элитной недвижимости в Швейцарии и Великобритании. Но это не всё. В суде также было представлено свидетельство о рождении дочери Татьяны Солончак, где отцом ребёнка значится человек, чьи имя, фамилия, отчество, дата и год рождения полностью совпадают с данными действующего челябинского губернатора
Бориса Дубровского. Выводы каждый может сделать сам.
Разве можно после этого удивляться тому, что крупные подряды в этом регионе по-прежнему выигрывают компании, засветившиеся в «Дорожной революции»? Вот свежий пример: предприятие «Южуралмост» (раньше входило в структуру «Южуралавтобана») получило тендер на 15,3 млрд рублей на содержание и ремонт челябинских дорог до 2021 года. Ситуацией заинтересовалась антимонопольная служба, хотя вряд ли это на что-то повлияет. В прошлом году ФАС уже возбуждала дело о сговоре в отношении Дубровского и руководства «Южуралмоста».
Повторим: при всём при этом «группе Вильшенко» удалось сформировать общественное мнение, что ни он, ни Краснихина ни в чём не виноваты - якобы создателями «челябинской схемы» были Михаил Юревич и Вадим Белоусов. Теперь эти дельцы пытаются повлиять на ход следствия в деле НК «Бердяуш».
Сложная сделка
Вернёмся к сделке о покупке нерудной компании Артёмом Чайкой. Из открытых источников нетрудно узнать, что он заключил с Сергеем Вильшенко два меморандума. Первый документ был подписан одновременно с продажей «Бердяуша» в 2014 году, согласно ему покупатель обязывался выплатить 80 млн долларов с отсрочкой на три года. Это именно тот меморандум, о котором заявляет Екатерина Краснихина. Якобы, когда пришёл срок платить, и появилось уголовное дело против «группы Вильшенко». Но как насчёт второго меморандума?
В том же 2014 году НК «Бердяуш» выиграла конкурс на покупку 75% минус две акции «Первой нерудной компании» (ПНК). Речь идёт о бывшей «дочке» РЖД, которая оперирует 18 щебеночными заводами. Желающих приобрести этот актив, чья деятельность полностью зависела от железнодорожной монополии, к слову, было немного. Артём Чайка оформил для этой цели кредит в Сбербанке на 4,6 млрд рублей. Поскольку после этой сделки бизнес «Бердяуша» увеличился в разы, они с Вильшенко подписали новое соглашение. Согласно второму меморандуму, вместо 80 млн долларов бывшему менеджеру РЖД причитались 20% «ПНК-Урал». Передача долей должна была состояться после того, как компания погасит задолженность перед Сбербанком, то есть - не раньше 2020 года.
Дальше выяснилось вот что: перед продажей частному инвестору из ПНК была выведена значительная часть вагонного парка. Кроме того, все перевозки щебня с предприятий «Первой нерудной компании» для нужд РЖД стали проходить через конкурс, который удивительным образом выигрывали дочерние структуры железнодорожной монополии. Из-за потери транспортной составляющей рентабельность ПНК оказалась под вопросом. Сергей Вильшенко, не без участия которого, по-видимому, возникла эта ситуация, «умыл руки». Его теневые бухгалтеры и номинальные директора оказались на скамье подсудимых, некоторые из них - на нарах в СИЗО. И вот теперь они пытаются выставить себя чуть ли не политическими заключёнными. Может ещё на премию Сахарова замахнутся?
По материалам СМИ
Герман Берг