Татарский день

Dec 11, 2008 19:34

Этот текст я начала писать для книги, которая должна была выйти в этом году к юбилею "Пилота". Но я не успела дописать к нужному сроку, да и сейчас не все, что хотелось бы вспомнить, написано.

Сегодня Александру Михалычу исполнилось бы 58.
На Пилоте всегда бурно отмечали его День Рождения. Дарили ему игрушки, веселились.
Теперь все не так без него.



Чтобы начать вспоминать про «Пилот» надо, наверное, вспоминать не с того дня, как вдруг мне позвонил Лева Бубненков, а с того, как мне приснился Татарский. Или с того, как я пошла учиться анимации в лицей. Или… как сидела и ждала «Спокойной ночи, малыши» с пластилиновой заставкой.
Это было, наверное, сто лет назад.
Каждый день, когда стали появляться «Спокочи ночи» с пластилиновым месяцем, который перелепливался в колокольчик, в жизни появилось ощущение, что чудо есть и его можно увидеть своими глазами.
Потом вдруг показали, как это делается. На стеклах лежали разного размера книжечки, и кто-то показывал пальцем, как одна будет переходить в другую и не верилось, что это и правда оживет.
Вот оно, вот оно мое - задребезжала внутренняя струна.
Но путь пошел какой-то параллельной веточкой. Хорошо, что не перпендикулярной.
Научилась рисовать и конструировать одежду. Даже поработала немного в той области. И тут как гром - случайное объявление в местной газете.
Но не то объявление, про которое теперь вспоминают все пилотовцы.
А другое. Анимационное училище (теперь оно лицей называется) набирает на обучение по профессиям …ля ля ля ….. аниматор…. и т.д.
Ох, а тут только жизнь наладилась. Семья, доход… Загадала себе, что если поступлю, то значит это моя судьба. Вдруг даже получится, что выучусь и пойду к Татарскому. Приду и скажу, мол, очень хочу тут у вас работать…
С подругами произошел разговор: - А аниматор и мультипликатор это одно и тоже? - спрашивает одна - Да не, говорит другая. Вот есть просто мультфильмы, а есть, например «Пилот» - это уже анимация….
Уже в лицее попалась статья, которую Татарский написал в «Юность» 86-го года. Дааааа…. Крышу-то сразу снесло. Ой, думаю. Как бы… мне бы….
Но пошли слухи, что из «Пилота» выгоняют плохих аниматоров поганой метлой, а я себя к хорошим отнести тогда никак не могла. Буду тут уж, ладно. Тем более что после окончания курсов мне была предложена сразу же работа на «Аргусе». Приятная компания. Свои безумства. Но это другая история.
Частенько отмечала про себя, что видя разные интервью про «Пилот», а особенно когда говорил Татарский, опять дребезжали струны. Но проситься решила не идти. Если бы он сказал, что я не гожусь, то удар по самолюбию был бы сильным…
Все случилось, когда вдруг родился наш с Максом поросенок. Я говорю про «Мою жизнь».
Я сама не слышала, но мне вдруг кто-то сказал, что Татарский на пресс-конференции назвал мое имя со словами - хотел бы пожать руку Наташе Березовой.
От это да!
А потом вдруг случился сон. Приснился Татарский. Вернее его лицо. Глядит мне прямо в глаза и говорит. Наташа, я приглашаю тебя на «Пилот»
Пришла в «Аргус», смеемся с девчонками: - Представляете, докатилась - Татарский снится. Поржали и забыли.

А через месяц или два решалась судьба моих запусков, вернее я стояла перед выбором запуска с авторским фильмом на «Аргусе» и предложением участия в сериале про сусликов от «Кристмаса». И тут «до кучи» звонок из «Пилота»: - Меня зовут Лев Бубненков. Мы запускаем проект «Гора Самоцветов». Не хотите ли ….
В голове поплыло. После трех лет с маленьким ребенком, сразу такой оборот…
Ой, говорю, а у меня тут это…. Но на «Пилот» давно хотела придти. Познакомиться ведь всегда неплохо. Договорились.

Заплутала в переулках на Чистых прудах. Опоздала на встречу. Жду на вахте. Вижу, идет Татарский, а с ним бородатый пониже ростом. Вот, говорит охранник, этот и есть Лев Бубненков. Показывает на того, кто пониже.
Они подходят ко мне. Здравствуйте, я Наташа Березовая.
- Наташа Березовая?! - вскрикивает Татарский - у меня вспыхивает лицо. В этот момент я попалась. Ни разу после этого Александр Михалыч не упускал случая вогнать меня в краску.
Пойдемте знакомиться, продолжает он.
Пришли в кабинет. На стенах дипломы. По шкафчикам призы и какие-то смешные подарки. Пластилиновая голова Татарского. Кадр из «Крылья, ноги, хвосты».
Беседа как в сказке. Признаюсь, что имею еще два предложения, но пока все зыбко.
Он мне начинает рассказывать про плюсы и минусы, про то, как это делал Робинзон Крузо, попав на остров. Главным аргументом тогда было то, что руководит худсоветом Назаров. И это отличный шанс научиться тому, чего не умею. Внутренне понимаю, что чаша весов в пользу «Пилота» уже давно перевесила. Но что-то мешает. И тут я вижу тоже самое выражение его лица, как тогда во сне. Татарский говорит мне, что я вообще практически никого не приглашал на студию, а тебя беру сразу с потрохами, с трудовой книжкой и т.д. У меня открывается рот. Я ничего не нахожу умнее чем рассказать про сон. Татарский не особо прореагировал. Но спросил, что же я ответила ему во сне. А я ответила ему тогда, что боюсь его.
Пойдем, покажу тебе студию. Проходим по коридорам. На стенах в рамочках целлулоиды из «Его жена курица», эскизы. На встречу нам попадается Андрей Соколов. Нас знакомят. Да, да, говорю, смотрела телевизор, знаю. - Что, спрашивает его Татарский, уже и по телевизору все рассказал. Соколов тогда заканчивал «К югу от севера». Идем дальше. Вот здесь Лена Чернова и Валя Телегин. Татарский говорит громко на всю комнату. - А это Наташа Березовая. Она меня боится (краснею еще больше). Скажите ей, что я не страшный. Валя не повернул даже головы, а голосом профессионального психиатра, успокаивающе проговорил: «Не страшный, не страшный....». Лена Чернова резко повернулась и, прищурившись, что-то произнесла с ухмылкой. Не помню что. Только потом поймала меня в коридоре и сказала, что ей фильмы мои нравятся очень. Этим она сразу снесла стенку неловкости между мной и остальными, уже бывалыми пилотовцами.
Дома я думала, думала и решила бросить монетку. Но когда я представила себе, что если вдруг выпадет не Пилот, то ужасно об этом пожалею, поняла, чего я хочу.
И понеслось....
Сценарий, который мы написали с Леной Комаровой Татарскому понравился. Он читал и охал: «Это вы сами написали? Молодцы! Только давайте фильм будет называться не про Козла и Барана, а «Про Барана и Козла» - так ритмичней». «Давайте, давайте!» - согласились мы радостно. Потом это оказалось, конечно же, не последней поправкой. Сценарий, раскадровку, аниматик и остальное постоянно правили всем худсоветом в сборе и каждый по отдельности. Хотелось слушаться всех, потому что я неумеха совсем была. И одиннадцатиминутный фильм тогда для меня был как полный метр сегодня. Поэтому впитывала как губка. Исправляя то в одну, то в другую сторону, то в пользу, то во вред фильму. Сроки затягивались. Продюсер сходил с ума. Однажды, послушав все советы с разных сторон, Игорь Гелашвили громогласно заявил: «Гони их отсюда! А то кино не доделаешь никогда!». А один раз просто подошел к нашему столу и унес Мишу Алдашина, подняв за талию, в его комнату.

Есть еще много что вспомнить. За пять лет на Пилоте было сделано четыре сказки для «Горы Самоцветов». И за каждым своя история жизни и работы.

Немного помню последний вечер, когда видела Александра Михалыча на студии.
Олег Ужинов праздновал свой очередной приз за «Жихарку», накрыл стол. Татарский обычно на такие праздники заходил не надолго, перед своим отъездом домой. Обязательно рассказывал какую-нибудь историю. Новую или старую. Но даже если это была всем известная история, никто не прерывал. Татарский каждый раз рассказывал так, что хотелось это сто тысяч раз слушать и переслушивать. А потом он сказал Олегу, что теперь они с Игорем решили запустить его фильм на особых условиях, учитывая его неторопливую манеру работы.
Что-то еще рассказывал, а я вдруг спросила почему-то «Александр Михалыч, а вы рисовать-то умеете?». Глупо и обидно, что это был мой последний вопрос ему...

замечательный архив сделал Леша budovskiy
Памяти Александра Михайловича Татарского.

Татарский

Previous post Next post
Up