- Юрий Борисович, какими методами осуществляется понятная конструкторам предварительная разработка принципа работы изделия?
- В основном, - ответил Юрий Борисович, - это делается методами, характерными для специалистов в области информатики, вплоть до получения в компьютерном варианте полнофункциональной конструкции. На стадии создания работающего макета начинается взаимодействие разработчиков и конструкторов. Обычно используются компьютерные комплексы и сети, а не работа на единичном - даже самом мощном - компьютере. Мне хочется вам сказать, что мы пытались использовать эти разработки для моделирования любых изделий, даже тех, которые мы не выпускали, и оказалось, что разработанные комплексы пригодны для управления любыми технологическими процессами для создания изделия, и уже просто из любопытства мы посмотрели, что ещё можно сделать этими комплексами. И оказалось, что они могут использоваться для управления не только технологическими процессами, но и для управлениями экономическими, и даже социальными системами. Но для нас практическое значение имеет только то, что в результате управления техническими процессами уже на стадии разработки возникает работающий макет, и разработчики имеют возможность проведения экспериментальных проверок его работоспособности. Суммируя, можно сказать, что словом «разработчик» обозначается специалист, занимающийся продумыванием схемы аппаратуры, необходимой для создания изделия, и базовой конструкции самого изделия. И, что важно, в отличие генераторов идей (далее - просто генераторов), разработчик способен реализовать любой проект от полученной им идеи до её реализации любыми техническими средствами. Достаточно ли я вам сказал, чтобы вы могли начинать исследование?
- Да, - сказал я, - я думаю, что вы меня информировали даже излишне подробно.
- Не помешает, - сказал Юрий Борисович, - а ёмкость вашей памяти позволит знать это не в ущерб размещению в памяти более прикладных знаний.
С этого начиналась разработка изделий НПК.
Фото:
clyu4eva При том количестве разработчиков, которые осуществляли свою деятельность в НПК, при их сравнении с конструкторами или технологами, была уже возможна статистическая оценка достоверности различий. Высокий интеллект, свойственный генераторам идей, был характерен и для этой группы. В количественном выражении он был несколько ниже, чем у генераторов идей. Комплексный коэффициент интеллекта (приближённое значение) равнялся 120. Это интеллект достаточно хороший для подавляющего большинства видов деятельности, но, всё-таки, для разработчиков было бы желательно иметь результат, превышающий 120, и когда можно сказать, что он свыше 120 (даже если цифра 121), практические выводы меняются - при таком интеллекте формула «большинство видов деятельности» заменяется на форму «всех известных видов деятельности», разумеется, в той мере, в какой эта деятельность зависит от интеллекта. Различие абсолютных данных между разработчиками и генераторами идей не было достоверным. Однако разница в абсолютных числах впечатляет, поскольку абсолютное значение IQ у генераторов идей было свыше 130. Применяемая методика не позволяет оценить, насколько выше, но даже 130 это очень высокий интеллект. То, что такое различие было недостоверным, по-видимому, произошло в связи с малочисленностью группы генераторов идей, и что если бы их количество можно было бы увеличить хотя бы вдвое, то различие стало бы достоверным.
Это облако может служить экспериментальной целью.
Фото:
VeniraИнтеллект для разработчиков имеет большее значение, чем для генераторов идей, поскольку оригинальная идея получалась ими из рук генераторов, и поэтому оригинальность решения была заложена в данных, которые они получали готовыми. Их задачей не было обеспечение оригинальности решения, а с решением, в которое оригинальность уже заложена, можно работать уже чисто интеллектуально. Из всего контингента руководителей и специалистов НПК разработчики были ближе других к генераторам идей не только по интеллекту, но и по особенностям личности. Собственно, можно говорить о том, что особенности личности практически совпадали, но выраженность этих особенностей была меньше (возможность сопоставлений обеспечивалась применением у всех руководителей и сотрудников НПК одних и тех же психодиагностических методик). Однако у разработчиков были качественные различия данных, которые позволяли утверждать, что это именно разработчики, а не генераторы идей. Удовлетворение просто от возникновения новых идей у разработчиков не возникало. Удовлетворение, которое они получали, включало в себя не только удовлетворение от оригинальности идеи, которую они получали от генераторов, и нередко дорабатывали вместе с ними, но и от создания концепции, позволяющей судить о том, каким будет путь от формулирования идеи до создания изделия или, по крайней мере, действующего её макета. Неопределённость, которая у генераторов исчезала после создания идеи, у разработчиков сохранялась до тех пор, пока они не убеждались, что путь, по которому они идут, способен привести их к созданию работоспособная конструкция.
Экспериментальный запуск одного из изделий.
Фото:
nazarkinnv Поиск, направленный на нахождение путей устранения неопределённости ситуации у разработчиков будет сохраняться до тех пор, пока не будет создана работоспособная конструкция. Выше, в разделе, посвящённом генераторам, уже было показано значение автоматической мысли и рассмотрено различие между реальным структурированием ситуации (аллопсихическая адаптация) и использованием психологических защит (интрапсихическая адаптация), и поэтому здесь можно ограничиться сообщением о том, что у разработчиков в адаптационных механизмах роль аллопсихической адаптации была достоверно выше, чем у генераторов, а роль интрапсихический адаптации - несколько ниже, хотя и недостоверно. Это различие принципиально, потому что у эффективно адаптированных разработчиков ощущение структурированности не может возникнуть без наблюдаемого изменения ситуации, возникшего за счёт результатов их труда. Однако интрапсихическая адаптация у них не исчезает, только несколько уменьшается её роль, а ведущие психологические защиты у разработчиков те же, что и у генераторов. За счёт того, что интрапсихическая адаптация имеет меньший удельный вес в адаптационных механизмах, эти защиты становятся менее выраженными. Но все три основные защиты, которые отмечались у генераторов (фиксация тревоги, концептуализация в любых её формах, и соматизация), у разработчиков сохранялись. При более низком уровне профиля ММИЛ у них сохранялось плато 6-7, и, также как у генераторов, при низкой актуальной тревоге, тревога как личностная черта была выражена и играла мотивационную роль, стимулируя к повышению интенсивности деятельности. Если при наличии такой черты деятельность не осуществлялась или осуществлялась недостаточно эффективно, то появлялась уже актуальная тревога, которую субъект ощущал. Нередкая неспособность осознать причину тревоги и характер угрозы, которую она предваряет, затрудняет ориентацию поисковой активности, хотя и в этом случае приводит к увеличению интенсивности поиска. При низком уровне тревоги, когда она воспринимается просто как ощущение внутреннего напряжения, эффективность поиска улучшается, и адаптивность его возрастает. Это можно оценить количественно, если следить за уровнем актуальной тревоги и тревожности (как личностной черты) при проведении эксперимента, в котором моделируется профессиональная деятельность и уровень стресса, которым она всегда сопровождается. Если в эксперименте не удаётся получить удовлетворительный результат, но продолжать эксперимент достаточно долго (мы доводили длительность эксперимента до 36 часов, причём сон исключался) то тревога всё равно начинает уменьшаться за счёт усиления интрапсихический адаптации, возрастания роли психологических защит и адекватного их чередования. Роль мотивации достижения изменяется в зависимости от изменения уровня тревоги, но об этом я расскажу в следующий раз.
Продолжение следует.